В ходе расследования выяснилось, что в Тикси послали экипаж, который ранее ни разу не был на этом аэродроме и, более того, не летал в условиях полярной ночи. Пилотов Ил-18 перед вылетом инструктировали не те должностные лица, которые должны были это делать, а рангом существенно ниже. Подготовка летного состава в кабине самолета проведена не была. Фатальным упущением стало то, что экипаж при подготовке к перелету не изучил рельеф местности, естественные и искусственные препятствия в районе аэродрома Тикси, а также безопасные условия в районе посадки.
Экипаж Ил-18 выполнял снижение для захода на посадку без учета рельефа местности. Штурман воздушного корабля не рассчитал время начала снижения в соответствии с указанной высотой подхода к аэродрому и это время командиру корабля не сообщил. Пилоты при этом не уточняли безопасные высоты по правилам приборного и визуального полета.
Летчики даже не знали истинной высоты военного лайнера. Перед снижением они не включили радиовысотомер и не сличали с ним показания барометрических приборов. Именно поэтому, как считают члены комиссии, экипаж не прекратил снижение, оказавшись на опасной для этой местности высоте ниже 600 метров.
В итоге Ил-18 банально зацепил сопку и съехал по ее склону. При этом разбившийся самолет, несмотря на свой почтенный 51-летний возраст, до удара о землю был полностью исправен. Топливо в баках Ил-18 также не вызвало нареканий. Никаких отказов в работе двигателей и остального оборудования воздушного судна не было.
Свой отрицательный вклад в аварию внес и руководитель полетов в Тикси. Он дал указание экипажу на снижение ниже безопасной высоты, установленной в западном секторе аэродрома. К тому же представитель наземных служб не контролировал общую воздушную обстановку по данным радиолокации и не предупредил экипаж Ил-18 об опасном сближении с землей. В итоге выяснилось, что руководитель полетов в Тикси вообще не имел допуска к управлению таким типом воздушного судна, как Ил-18.
После исчезновения самолета с радаров и прекращения радиосвязи с ним руководитель полетов никому об этом своевременно не доложил и не обеспечил вылет дежурных поисково-спасательных вертолетов в предполагаемый район пропажи самолета.
Отдельное внимание комиссия обратила на взлетно-посадочную полосу в Тикси, который остается важнейшей опорной точкой для военных усилий России в Арктике. На искусственном покрытии ВПП, по свидетельствам специалистов, зафиксированы недопустимые дефекты: сколы, шелушение, трещины, просадки смежных плит, уступы между смежными плитами, выбоины и оголение арматуры. На такой полосе существенные повреждения мог получить даже совершивший по всем правилам посадку воздушный лайнер.
Ил-18 В 32-го отдельного транспортного смешанного авиационного полка Минобороны РФ, базирующийся в аэропорту «Кольцово», вылетел из Екатеринбурга 18 декабря около 15:00. Конечной точкой его маршрута должен был стать аэродром в поселке Тикси. На борту, помимо 7 членов экипажа, находился 31 военнослужащий. Все военные вертолетчики — военнослужащие частей, расквартированных в Свердловской и Челябинской областях. Они должны были заменить вертолетчиков с арктической базы Минобороны РФ «Северный клевер» на острове Котельном в море Лаптевых.
Вечером 18 декабря Ил-18 В прибыл на аэродром в Канске (Красноярский край), где совершил дозаправку. Затем он отправился дальше в аэропорт Тикси. 19 декабря в 11:37 (по местному времени) борт не вышел на связь. В 12:26 стало известно об аварийной посадке в 27 километрах от Тикси.
Травмы получили все, кто находился в самолете. Их оперативно доставили в больницу Тикси. Состояние троих медики оценили как крайне тяжелое. На помощь местным медикам были направлены специальный самолет Ил-76 МЧС России, оборудованный медицинскими модулями, и бригада высококвалифицированных врачей госпиталя им. Бурденко.
ЧП стало поводом для проверки, организованной сотрудниками военной прокуратуры и следственного управления по Восточному военному округу.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов