В основу дела легла антинаркотическая операция, которую 19 октября 2013 года по ночным клубам Екатеринбурга проводили совместно сотрудники ФСКН и областного полицейского главка. Тогда в клубе «Пушкин» был задержан 43-летний коммерсант Алексей Тучков.
Его заподозрили в употреблении наркотиков, поскольку он оказался рядом с тем местом, где в ходе профилактического рейда обнаружили сброшенный пакетик с кокаином. После визуального осмотра в ночном заведении Тучкова доставили в управление Госнаркоконтроля, где он пробыл почти сутки.
По словам сотрудников органов внутренних дел, в здание ФСКН на улице Степана Разина в тот день несколько раз вызывалась «скорая помощь» для оказания медпомощи коммерсанту, который жаловался на боли в правом боку. Но госпитализировали Тучкова только после завершения следственных действий, когда он уже начал плеваться кровью. На операционном столе пациенту удалили желчный пузырь, диагностировав разрыв печени.
Этот инцидент вылился в уголовное дело, которое возбудили по статье 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с использованием насилия»), но только не в отношении сотрудников ФСКН, а против оперуполномоченного областного полицейского главка Александра Зубовича, который участвовал 19 октября в антинаркотическом рейде. Задержанный коммерсант заявил, что телесные повреждения получил в «Пушкине», а не в здании Госнаркоконтроля, и указал на вышеупомянутого силовика, поскольку тот осматривал Тучкова в заведении.
Важный момент — ход спецоперации фиксировался на камеру штатным оператором в погонах. На кадрах видеосъемки отчетливо видно, как оперуполномоченный ОБНОНа Зубович действительно общается с Тучковым. В одной руке полицейский держит фонарик и светит им в лицо оппоненту, проверяя реакцию зрачков, а в другой — сигарету. После этого он бросает сигарету на пол и, не делая резких движений, уходит, оставляя с Тучковым сотрудника спецназа в маске. Никакого избиения камера не зафиксировала, было только изучено содержимое его карманов и сделан осмотр. Но следствие посчитало виновным именно Зубовича.
Путаница в показаниях
Как рассказывают представители адвокатского сообщества, знакомые с материалами уголовного дела, следствие и затем суд, по странному стечению обстоятельств, не смутило то, что
Тучков и его спутница, Елена Соколова, находившаяся в злополучную ночь в клубе «Пушкин», давали противоречивые показания. Собственно, только на их словах и строилось обвинение. Говоря о том, что Александра избил Зубович, они по-разному описывали обстоятельства инцидента, путаясь в том, во что был одет оперативник, что он говорил и как действовал. При этом спецназовцы заявляли, что не видели никакого избиения посетителя ночного заведения 19 октября 2013 года.
Примечательно, что Зубович был единственным представителем полиции во время антинаркотического рейда — основную работу осуществляли сотрудники ФСКН. Поэтому у него было не так уж много времени на общение с посетителями клуба. Так, пообщавшись с Тучковым, он вернулся в зал и продолжал работать с другими гостями заведения. Между тем, спецоперация длилась несколько часов, и все это время коммерсант был под наблюдением спецназа.
Зубович настоял на прохождении тестирования на полиграфе, и его показания были признаны верными. В свою очередь, Тучков детектор лжи проигнорировал. К слову, проведенная служебная проверка также не выявила вины оперативника, поэтому он не был уволен из органов внутренних дел, как это часто бывает, «по отрицательным мотивам».
Тем не менее, судья Верх-Исетского суда Владимир Порозов вынес Зубовичу обвинительный вердикт, приговорив его к 7 (!) годам лишения свободы в колонии общего режима. Как сообщила NDNews.ru гражданская супруга осужденного Лиана Риянова, одной из последних надежд на справедливость был рапорт сотрудника ФСКН, обнаруженный уже в ходе судебного процесса в деле о найденных наркотиках у Тучкова. В нем черным по белому указывается, что сотрудникам ФСКН 19 октября 2013 года «пришлось применить физическую силу к указанному гражданину, поскольку он проявлял неповиновение законным требованиям сотрудников Госнаркоконтроля».
«Адвокат несколько раз ходатайствовал о том, чтобы судья зачитал и приобщил данный документ к делу, ведь он, по сути, подтверждает вину представителей ФСКН. Но служитель Фемиды отказал нам в этом, сославшись на то, что рапорт имеет отношение к другому делу. Несмотря на то, что сотрудники ФСКН все в один голос твердили на суде, что не били потерпевшего, а тут в свете этого обнаруженного документа получается, что они лгали, судья не стал разбираться, дополнительно допрашивать свидетелей и просто перешел к завершению судебного следствия», — отметила собеседница агентства. По словам Рияновой, апелляционная инстанция, к сожалению, оставила приговор в силе, также решив не изучать вышеуказанный рапорт.
«Свердловский облсуд ответил, что судебное разбирательство проводится в отношении Зубовича и предъявленного ему обвинения, поэтому факт того, что районный суд не стал дополнительно допрашивать свидетелей в свете обнаруженного рапорта — абсолютно адекватно», — добавила она.
Судьба других участников истории
Наблюдатели считают, что в этой неоднозначной истории имело место не только перекладывание силовыми ведомствами ответственности друг на друга. В адвокатском сообществе не исключают, что Тучков, оказавшийся одновременно и потерпевшим, и подозреваемым, мог договориться с сотрудниками ФСКН. Мол, вы не несете ответственности за мои побои, а я иду по более легкой статье УК РФ за наркотики. Рядом с ним в ночном клубе «Пушкин» был обнаружен пакетик с кокаином. За это ему грозило реальное лишение свободы. Но в результате коммерсант отделался лишь штрафом в 4 тысячи рублей, говорит Риянова. К слову, в одном из своих обращений Зубович указывал на то, что сотрудники УФСКН намеренно фальсифицируют материалы в отношении Тучкова, обвиняя его лишь в употреблении JWH.
Между тем, ряд участвовавших в злополучном рейде в ночном клубе сотрудников ФСКН (всего — более 6 человек) к настоящему времени по-тихому уволены со службы, о чем стало известно в ходе судебного процесса, сообщил NDNews.ru адвокат Сергей Колосовский. Они не понесли наказания за дачу предположительно ложных показаний и не были привлечены к ответственности за вероятное избиение предпринимателя. Вместо этого — просто ушли из Госнаркоконтроля «по собственному желанию».
«За истекший период времени ряд сотрудников расторгли контракт о прохождении службы, либо перевелись на другие места работы исключительно по личным мотивам», — ответили NDNews.ru на вопрос о судьбе силовиков в пресс-службе УФСКН по Свердловской области.
Зубович же пока не уволен из органов внутренних дел, но документы об этом сейчас готовятся главком в свете вступившего в силу приговора.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов