То, что сейчас происходит, сказка для российских властей. Нефть дорогая, а рубль слабый. Доходы бюджета, который на 40% зависит от углеводородов, растут. За нефть дают 75-76 долларов, и рубль называют сильно недооцененным. Но ЦБ в интересах Минфина на неделе начал покупать валюту, и только когда рубль перешел отметку в 69, регулятор остановился, сдержав дальнейшее падение.
Уже известно, что бюджет будет профицитным. РБК пишет о возможном рекорде за десять лет, в казну могут прийти дополнительные 2,5 трлн рублей. Правительство сейчас ищет деньги на выполнение «майского указа». Так вот они, нашлись.
Обратная сторона медали — рост потребительских цен, прогнозирует советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов:
«В качестве платы за этот процесс покупательная способность большей части граждан заметно снижается. Более того, вслед за ослаблением рубля обычно разгоняется инфляция, просто в силу того, что около трети потребкорзины среднего россиянина включает в себя валютные товары. Поэтому до бесконечности использовать такой простой инструмент для балансировки бюджета невозможно. Это средство, которое применять можно, но достаточно ограниченно».
В разгар кризиса СМИ и аналитики вывели «принцип 3600»: это была постоянная цена барреля нефти в рублях. То есть если умножить стоимость бочки на курс доллара, то всегда получается 3600 рублей. Допустим, за нефть дают 60 долларов и столько же рублей стоит американская валюта. Тогда рубль и нефть «пели в унисон».
Сейчас зависимость нацвалюты от стоимости нефти сильно ослабла, как и сам рубль, поэтому мы и видим цену в рублях 5000. Главный фактор, который влияет на курс нацвалюты, политический, точно так же, как и для нефти, поэтому сказка может быстро закончиться — достаточно Дональду Трампу всего-навсего написать в Twitter, замечает замгендиректора по инвестициям УК «Универ Капитал» Дмитрий Александров:
«Например, заявление со стороны США или просто твит со стороны президента США о том, что мы будем договариваться с Ираном об изменении сделки или о возможном смягчении санкций, о сокращении возможного эмбарго. Абсолютно не исключенный сценарий, просто если это будет акцентировано в информационном пространстве, это может сдвинуть цену очень резко вниз».
Именно «нежные» взаимоотношения Ирана и США стоит благодарить за высокие цены на сырье. Нефтяное ралли началось весной, когда Трамп объявил о выходе из ядерной сделки с Тегераном, и это было и остается одним из главных факторов. Тогда баррель североморской смеси стоил даже еще дороже — 80 долларов. А в начале августа США официально объявили о восстановлении санкций против Исламской Республики.
Но и за слабый рубль тоже следует поблагодарить Вашингтон: его падение — это результат санкций. Они, безусловно, негативно влияют на российскую экономику, но на другой чаше весов — триллионы рублей дополнительного дохода. И, кстати, занимать Минфину из-за этих поступлений придется меньше — это к вопросу о возможных санкциях против российского госдолга. Поэтому и международные отношения у нас, как статус в соцсетях — «все сложно».
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов