За первые девять месяцев этого года зарплату повысили или проиндексировали 27% респондентов (годом ранее за тот же период прибавку получили 25%), и средний рост зарплаты по выборке составил 1,8% (1,6% год назад).
«Мы также спросили Ивановых, как бы они потратили свой дополнительный доход. Похоже, что даже после массовой переориентации на более дешевую продукцию, которая наблюдалось в 2015—2016 годах (из-за которой реальное потребление пищи снизилось до уровня 2010 года), они не планировали возвращаться к уровню высоких расходов 2013 года, даже если бы их доходы росли», — говорится в обзоре.
При условном увеличении зарплаты на 1 тыс. руб. в месяц только 20% из этой суммы респонденты тратили бы на еду (сейчас на еду тратится 38% дохода), 13% купили бы на них одежду и товары для дома (сейчас 17% от дохода), а 12% направили бы эти деньги на сбережения (сейчас 7% дохода).
Опрос разработан исследовательским агентством Cint, он проводится каждый квартал по методике, соответствующей опросам Росстата и оценкам потребительской уверенности в Евросоюзе, однако по более широкому спектру вопросов. Респондентами выступили 2300 граждан возрастом от 18 до 65 лет, живущие в 164 городах России с населением свыше 100 тыс. человек. Погрешность оценок ниже 2%, отмечает Sberbank CIB.
Впрочем, заявления опрошенных не подтверждаются фактической статистикой, указывается в обзоре. Аналитики сравнили респондентов с доходами 25 тыс. руб. в месяц и 35 тыс. руб. и обнаружили, что первые тратят на продукты 35% дохода, а вторые — 37%. «Это означает, что рост потребления продуктов питания немного отстает от восстановления доходов, но не значительно (мы полагаем, что рост доходов на 10% увеличивает расходы на питание на 9%)», — объясняют авторы. Они ожидают, что доля расходов на питание с нынешних 38% в целом должна будет снизиться до 36%, но только когда возобновится рост реальных доходов (они падают 12 кварталов подряд, по данным Росстата).
При этом в третьем квартале доля «Ивановых», стремившихся сэкономить на основных товарах, снизилась по сравнению прошлым кварталом на 3 п.п. и составила 68%, что стало самым низким показателем этого года. Аналитики делают вывод, что население использует замедление роста цен для того, чтобы постепенно начать покупать более качественные товары, и это хороший знак для сектора торговли. Сократилось и число людей, экономящих на развлечениях и отпусках (до 59 и 48% соответственно).
В целом индекс потребительской уверенности Ивановых в третьем квартале улучшился, составив минус 12%. Позитивную динамику показали четыре его ключевых индикатора (уверенность в персональном благополучии в прошедший год и следующий год, а также уверенность в благополучии страны в прошлый и последующий год), а также показатель условий для совершения крупных покупок. В прошлом квартале значение индекса составляло минус 15%. В частности, вниз его потянула неуверенность среднего класса в экономической ситуации в России в ближайший год — как объясняли аналитики, популяризация такого мнения была связана с ослаблением рубля, «поскольку люди склонны связывать динамику обменного курса с богатством страны».
В этот раз более позитивные настроения, по мнению авторов, связаны с ростом реальных доходов респондентов благодаря замедления инфляции. При этом список главных поводов для беспокойства в экономике остается прежним: на первом месте коррупция (ей озабочены 59% «Ивановых»), на втором — безработица (53%), на третьем — инфляция (49%). Курс рубля сочли проблемой только 18% респондентов.
с ростом цен с 2103 года.
Вы из будущего? Как оно там?
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов