«Речь не идет об обеспечении безоблачного неба над Москвой, поскольку такая задача современными технологиями может быть достигнута при определенных (наиболее простых) метеоусловиях», — говорится в письменном ответе Мартанова.
Чтобы получить оценку выполненных работ, замдиректора АТТЕХ предложил обратиться к заказчику, Московскому городскому специализированному управлению по экспертизе, ремонту и содержанию объектов дорожного хозяйства («Экспертавтодор»). РБК отправил запросы в «Экспертавтодор» и пресс-службу мэра Москвы.
В этом году парад Победы в Москве прошел без авиации. В качестве причины в Минобороны указали неподходящую погоду в столице и области.
«Есть условия безопасности по метеоусловиям, когда военная авиация не может выполнять свои задачи», — отмечал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, добавив, что облачность была почти 150 метров, а авиация ниже 500 метров облачности лететь не должна.
Накануне парада в Министерстве обороны сообщили, что самолеты Ан-12 и Ан-26 военно-транспортной авиации проведут «комплекс работ по разгону облаков» на высотах от 3 до 8 тыс. метров «в районах повышенной облачности, способной вызвать неблагоприятные погодные условия», передавал «Интерфакс».
Контракт на «выполнение работ по метеозащите Москвы» 1 мая, 9 мая и 12 июня был заключен с «Агентством Атмосферных Технологий» 22 марта, следует из данных госзакупок. Его стоимость — почти 293,7 млн руб. На обеспечение благоприятных погодных условий 9 мая отводилось 98 млн руб. Выполнять работу должны были 10 самолетов типа Ан-12, Ан-26 и Як-42Д «Росгидромет». Авансовый платеж за этот этап в размере 30% подрядчик получил 15 апреля. Остальную сумму «Агентство Атмосферных Технологий» должно получить после окончания работ — 31 мая. Прибыль агентства, как указано в контракте, 15% или по 10,8 млн руб. с каждого этапа, то есть почти 33 млн руб. Мартанов не ответил на вопрос РБК, вернет ли компания аванс заказчику и получит ли остальную сумму за этот этап работ.
Под термином «метеозащита Москвы» подразумевается активное воздействие на погоду, пояснил РБК директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд. По его словам, получить положительный результат можно в том случае, если наблюдается хорошо выраженная конвекция [подъем более нагретых от земной поверхности и менее плотных воздушных масс с одновременным опусканием более холодных и более плотных масс] и формируются кучевые или кучево-дождевые облака.
«На них можно легко воздействовать с помощью специальных реагентов. Либо с земли выстреливаются пиропатроны, либо с воздуха с помощью специальных устройств и самолетов сбрасываются реагенты, — рассказал Вильфанд. — Например, мелкодисперсный цемент или йодистое серебро, жидкий гелий. Эти аэрозоли становятся ядрами конденсации, вокруг которых наращиваются молекулы воды и формируются капли. Сила сцепления между ними становится меньше, чем сила тяжести, и капли выпадают, но до защищаемой территории. То есть эти реагенты вводятся в облака за 100-150 км от защищаемого объекта».
Если через Москву идет хорошо выраженный фронт, то какое бы количество реагентов не было использовано, повлиять на положение дел невозможно, сказал Вильфанд. Поэтому, прежде чем браться за работу, каждый раз нужно оценивать ситуацию, заключил глава Гидрометцентра.
АТТЕХ — это некоммерческая организация, созданная в 1999 году. Агентство, как указано на официальном сайте, выполняет работы по искусственному регулированию атмосферных осадков, предотвращению или прерыванию процессов градообразования, а также рассеянию облаков и туманов: «Агентство располагает необходимыми самолетными и наземными техническими средствами активного воздействия, экологически чистыми реагентами и имеет возможность привлекать к проведению работ лучших специалистов ведущих институтов и производственных организаций Росгидромета». АТТЕХ, по данным «СПАРК-Интерфакса», последовательно через две другие компании является дочерней структурой госкорпорации «Ростех».
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов