Очередной гигантский финансовый пузырь. Еще в 2013 году выяснилось, что объем незащищенных деривативов Deutsche Bank — почти 56 триллионов евро. Это мировой рекорд. И если банк обанкротится, как это было с Lehman Brothers в 2008 году, мировую финансовую систему может накрыть новая волна кризиса с непредсказуемыми последствиями. Так что происходит с Deutsche Bank?
На северо-западе США, в штате Вайоминг, дымит гейзерами и кипятит озера супервулкан Йеллоустоун. Пробка застывшей лавы диаметром в 150 километров пока еще сдерживает давление магмы, но ученые говорят, что когда-нибудь она может выстрелить в стратосферу и засыпать пеплом как минимум половину Северной Америки, а оставшаяся в воздухе пыль закроет солнечный свет, и на Земле наступит долгая зима.
Deutsche Bank давно считается чем-то вроде финансового Йеллоустоуна. При этом о процессах, протекающих в недрах природного супервулкана, известно значительно больше, чем о бухгалтерии крупнейшего коммерческого банка Европы, и многие сейчас полагают, что он вполне способен в ближайшем будущем устроить в мире денег не то что зиму — просто конец света.
Инвесторы бегут из финансового сектора — акции банков в глубоком пике на фоне нервозности, вызванной Brexit, усугубляемой еще и плохими новостями из Италии: объем невозвратных кредитов в этой стране оценивается в 360 миллиардов евро — достаточно, чтобы спровоцировать финансовую катастрофу в третьей экономике Еврозоны. Но если гибель большинства европейских банков можно пережить и уберечь систему от цепной реакции дефолтов, то в случае банкротства Deutsche Bank никаких резервов не хватит. Неприятность заключается в том, что сам банк не демонстрирует устойчивости к негативным воздействиям.
«Из всех мировых банков, имеющих системное значение, Deutsche Bank, судя по всему, является главным поставщиком структурных рисков». Выводы экспертов МВФ основаны на анализе курсовых колебаний акций Deutsche Bank с октября 2007 года по февраль 2016-го также были рассмотрены их последствиях для других финансовых институтов", — пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung.
О том, что ключевая проблема Deutschе Bank состоит в огромном объеме накопленных деривативов, было известно давно: этих финансовых пузырьков, никак не связанных с реальной экономикой, у него где-то на 75 триллионов долларов. Однако то, как выглядит структура этого портфеля, сколько в ней откровенного мусора, скорее всего, не знает никто — ценные бумаги вообще имеют свойство быстро превращаться в фантики, и чем сомнительнее сделка, тем выше вероятность, что это произойдет.
А Deutschе Bank, который в настоящий момент отбивается от примерно 6000 судебных исков по всему миру, по-видимому, сомнительными сделками не брезговал. Например, в тайне от ЕЦБ кредитовал должников Еврозоны, превращая их долги в свои деривативы. Такой бизнес способствовал сохранению паразитической модели экономики, которая процветала в Южной Европе. Общий объем реальных денег, превращенных в финансовые инструменты (а занимался этим, конечно, не только Deutschе Bank) аналитики оценивают в 400 миллиардов евро. И не было бы печали, но сейчас глобальной рынок, Еврозона и Евросоюз испытывают дикий стресс от колоссального количества абсолютно новых политических рисков: конфронтации с Россией, взаимных санкций, миграционного кризиса и его следствия Brexit, что и ставит крест на прежних стратегиях извлечения прибыли, а это, в свою очередь, нервирует инвесторов.
«Brexit стал для Deutschе Bank тяжелым ударом, потому что 20% прибыли компании приходятся на британский рынок. Кроме того, Deutschе Bank очень активно играет на разнице курса валют. 15-20% падение стоимости фунта стало смертельным для всех деривативов, связанных с курсовыми колебаниями», — отметил Эрнст Вольф, автор книги «МВФ. Мировая власть: хроника грабежа».
Убытки Deutschе Bank в прошлом году составили 7 миллиардов евро, в этом году, возможно, будут еще выше. Его акции достигли исторического минимума, а то, как они падали, повторяло динамику цен на бумаги Lehman Brothers прямо перед банкротством этого банка, которое потащило за собой лавину дефолтов, обрушило не только американский, но евразийские рынки, с которого в 2008-м начался финансовый кризис, а за ним и глобальная рецессия.
«Проблема в том, что Deutschе Bank значительно больше, чем Lehman Brothers. С 2007 года мировая экономика стагнирует, инвестиции в реальный сектор не окупаются, поэтому сектор финансовых спекуляций стал еще больше и еще опаснее. На этом фоне падение Deutschе Bank будет иметь более разрушительные последствия для мировой финансовой и экономической систем. За падением Deutschе Bank последует коллапс всей системы, потребуется полная перезагрузка», — считает Эрнст Вольф.
Это, конечно, последнее, что нужно монетарным властям Евросоюза.
Deutschе Bank будут спасать. У ЕЦБ, в принципе, есть возможность подержать его на аппарате искусственного жизнеобеспечения — собственном печатном станке — правда, создавая при этом дополнительные экономические и политические риски, связанные с инфляцией. Так что у такого спасения должен быть предел: если его не установят финансисты, то за них это сделают люди, которые даже никогда и не слышали про деривативы.
Этот готовый сценарий финансовой катастрофы, возможно, не будет реализован ни завтра, ни послезавтра, ни в каком-то обозримом будущем, но когда-нибудь… С концом света только так: если пока не случился, значит, он все еще впереди.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов