С января по март 2016 года фонд Soros Fund Management, основанный миллиардером Джорджем Соросом (23-е место в списке Forbes, $ 24,9 млрд) увеличил объем вложений в активы, связанные с рынком золота, следует из квартальных данных компании, опубликованных на сайте американского регулятора SEC.
В частности, фонд Сороса вложил $ 264 млн в акции канадской горнодобывающей компании Barrick Gold, которая входит в число мировых лидеров по производству золота. Кроме того, он приобрел опционы на покупку порядка 1,05 млн акций крупнейшего в мире золотого биржевого фонда SPDR Gold Trust, рыночная стоимость которых оценивается в $ 123 млн.
Также Сорос сделал ставку на падение американского фондового рынка и вообще сократил инвестиции в биржевые активы. Его фонд добавил в портфель опционы на продажу 2,1 млн акций ($ 431 млн) биржевого фонда SPDR 500 ETF Trust, который отслеживает динамику индекса S&P 500.
Стоимость раскрываемых активов Soros Fund, которые торгуются на биржах и обязательно упоминаются в документах SEC, снизилась в первом квартале на 37%, до $ 3,5 млрд. Например, Сорос полностью избавился от акций телекоммуникационного гиганта Level 3 Communications (на 31 декабря он владел бумагами на сумму $ 173 млн) и химического концерна Dow Chemicals (владел акциями на $ 161 млн).
Золотая лихорадка
Аналогичной стратегии в отношении золота придерживались в первом квартале и другие крупные инвесторы. Бывший помощник Сороса, миллиардер Стан Дракенмиллер заявил в начале мая на конференции в Нью-Йорке, что золото стало его крупнейшим «валютным вложением» в эпоху низких процентных ставок.
Инвестиционный фонд Jana Partners, управляющий активами на $ 11,6 млрд, в период с января по март впервые за 12 месяцев вложился в золото, купив паи в SPDR Gold Trust на $ 5,9 млн. Компания CI Investments Inc., инвестиционное подразделение канадского гиганта CI Financial Corp. ($ 108,3 млрд под управлением), купила 2,81 млн акций SPDR Gold Trust, увеличив свою долю в нем до $ 441 млн. Она также приобрела 1,5 млн акций компании Barrick Gold, 2,9 млн акций производителя золота Goldcorp Inc. и 575 тыс. бумаг золотого биржевого фонда Market Vectors Gold Miners.
В первом квартале 2016 года цена на золото выросла на 16,2%, с $ 1060,5 до $ 1232,4 за тройскую унцию, что стало крупнейшим квартальным ростом этого актива с 1986 года. При этом с начала года к середине мая драгметалл подорожал на 19%, до $ 1280,4 за тройскую унцию. Акции золотодобытчика Barrick Gold с начала года выросли в 2,5 раза, с $ 7,38 до $ 19,45.
Рост цен на золото и связанные с ним активы объясняется тем, что инвесторы стремились перевести свои деньги в защитные активы из-за ухудшения ситуации на фондовом рынке США в начале года, отмечает портфельный управляющий УК «БКС» Никита Емельянов. Также сказывается скепсис крупного бизнеса в отношении дальнейшего ужесточения монетарной политики ФРС: рынок не верит, что процентная ставка будет повышена на одном из ближайших заседаний американского ЦБ, говорит финансист.
Портфельный управляющий ИХ «Финам» Алексей Белкин считает, что рост цен на золото во многом был спровоцирован действиями самих хедж-фондов, которые резко увеличили вложения в драгоценный металл. По его словам, менее крупные игроки последовали их примеру, и это вызвало ралли во фьючерсах на золото и акциях компаний из горнодобывающей отрасли. В ожидании июньского заседания ФРС инвесторы продолжают разгонять цены на защитные активы. «В первом квартале мы уже заработали на золоте 15%, так что пока будем держать длинные позиции», — признался Белкин.
Стоит ли покупать золото?
По мнению портфельного управляющего УК «КапиталЪ» Вадима Бит-Аврагима, экономическая ситуация позволит ФРС США вернуться к повышению ставки не раньше сентября. Этот фактор окажет поддержку ценам на золото.
Кроме того, популярность драгметалла как защитного актива продолжит расти по мере распространения политики отрицательных процентных ставок, которые уже действуют в Японии и некоторых странах Европы. «Доходность традиционных активов сбудут снижаться из-за отрицательных ставок. В этой ситуации покупка золота выглядит оправданной», — говорит Бит-Аврагим.
Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин также склонен считать, что шансы на повышение процентной ставки ФРС этим летом не очень велики, инвесторы будут выходить из рискованных активов и вкладываться в защитные, но не обязательно в золото. «Драгметаллы можно добавить в портфель для диверсификации рисков, но инвестировать крупную сумму в золото я бы не стал. Для этих целей больше подойдут, например, еврооблигации», — подчеркнул Брагин.
Емельянов и вовсе убежден, что большинство рисков, которые инвесторы стремились захеджировать с помощью золота, уже реализовались либо, наоборот, не подтвердились. Более того, инвесторы уже заложили в стоимость активов возможный эффект от отказа ФРС повысить процентную ставку в июне. Поэтому у драгметалла очень ограниченный потенциал к росту, предупреждает финансист.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов