Росстат сообщил, что ВВП сократился на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В предыдущие три месяца спад составил 3,8%. Снижение оказалось меньше, чем предсказывали все, кроме одного из 22 экспертов, опрошенных Bloomberg. Но, возможно, агентство слишком спешит с выводами, говорит главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:
«В моем понимании предварительные оценки Росстата — это часто весьма приблизительная оценка, особенно учитывая то, что Росстат, перейдя сейчас на квартальную публикацию инвестиций, до сих пор инвестиции за I квартал 2016 года не опубликовал, а это все-таки существенные компоненты ВВП. Поэтому надо отдавать себе отчет в том, что, возможно, эта оценка стала еще менее точной сейчас, чем была раньше. И это настораживает. То, что она низкая, возможно еще потому, что сейчас основную часть проблем, которые связаны с малым и средним бизнесом и как следствие с приличной частью теневой экономики, Росстат просто не наблюдает и первые оценки никак учесть полноценно не мог. Мы уже по прошлому году видели, что модели, которые Росстат использует для оценки этих секторов, дают достаточно большую ошибку, по крайней мере в настоящий момент, потому что там в существенной степени сосредоточены основные проблемы, если мы говорим в первую очередь о малом бизнесе. Поэтому то, что официальная оценка оказалась оптимистичнее ожиданий, еще не означает, что на самом деле спад в экономике соответствует официальной оценке. Во-первых, сам опыт пересмотра оценок Росстата показывает, что эти квартальные оценки, когда потом собираются данные, могут быть пересмотрены и подчас весьма и весьма радикально, просто это происходит спустя год-два. Поэтому сказать, что все формировавшие свои прогнозы в отношении спада ВВП неправы, я думаю, будет некорректно».
Однако повод для оптимизма все-таки есть. Аналитики считают, что спад экономики еще замедлится, а в III квартале возможен рост, считает главный экономист Финансовой группы БКС Владимир Тихомиров:
«Что касается будущей динамики, здесь и консенсус, и на мой взгляд, что все ожидают постепенного улучшения динамики российской экономики в оставшееся время этого года. Я не думаю, что во II квартале мы увидим уже рост экономики — скорее всего, это будет по-прежнему снижение темпов ВВП, но намного меньшее, чем мы видели в I квартале. Я ожидаю, что оно будет близко к нулю, где-то, может быть, минус 0,3% — минус 0,2%. А уже с III квартала я ожидаю, что экономика может начать показывать рост. Мы будем говорить о небольших, может быть, близких к нулю, но темпах роста. В значительной степени такая перемена динамики связана с тем, что экономика довольно плохо себя чувствовала в прошлом году, рецессия усиливалась, достигла своего пика как раз к концу прошлого года, поэтому на фоне слабого сравнения даже небольшое улучшение будет показывать довольно ощутимые изменения в тренде. Так что я ожидаю, что по итогам этого года экономика останется в минусе, совсем небольшом — мой прогноз минус 0,3%. А в следующем году рост продолжится и составит порядка 1,5%».
Агентство Bloomberg считает, что оптимизм нашел свое выражение и в российских активах. Рубль, упавший в январе до рекордно низкой отметки, стабилизировался на фоне подъема цен на нефть. Его курс к доллару повысился на 13%, что стало наибольшим подъемом после того, как в прошлом году он упал на 20%.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов