Пармезан пригласили в Россию
Минсельхоз предложил своим итальянским коллегам помочь России с импортозамещением. Речь, по данным СМИ, идет о строительстве сельскохозяйственных комплексов и линий по производству продовольствия.
Российское сельхозведомство планирует запустить 29 совместных проектов в 9 регионах страны. Поможет это или навредит российским фермерам?
Речь не только о сырах. Если Минсельхозу удастся договориться со своими европейскими коллегами, то речь пойдет о старте масштабного строительства линий по производству самых разных продуктов — от мяса индейки до форели, овощей и фруктов.
Разработают и логистическую инфраструктуру — на инвестиции итальянских производителей и с помощью их же технологий. Шанс, что Минсельхозу все это удастся, велик — итальянцам предложение очень понравилось. Сельхозпроизводителям Италии российские санкции обошлись порядка 900 млн евро. Но, вот вопрос, что об этом скажут российские фермеры? Отрасль едва начала развиваться, а тут такие конкуренты. С оборудованием и средствами. Рассказывает фермер, владелец сыроварни «Русский пармезан» Олег Сирота.
«Если на рынок будут заходить переработчики, то в любом случае они будут вынуждены искать качественное молоко, будут вынуждены работать с фермерами, либо строить фермы, на которых будут работать наши граждане. Я считаю, что это никакого вреда импортозамещению не нанесет, то есть от этого будет одна польза. Главное, чтобы у нас одни и те же условия с ними были: чтобы кредит им давали под те же проценты, как и мне дают, российскому производителю (под 18-20%), чтобы у них были такие же права, как и у меня, такие же налоги, то есть, если все будет то же самое, то пусть работают. Я буду только рад».
Именно проблема равных условий — вот главный вопрос. И тут без решительных изменений не обойтись, утверждает помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко.
— Придут не только инвестиции в виде финансов, но придут и технологии, и оборудование, то есть здесь речь идет о том, чтобы поднять отечественное производство на качественно новый уровень и как можно быстрее. То есть, о производстве высококачественной продукции из отечественного сырья. Инвестиции, да, деньги придут оттуда, и слава богу, потому что в нынешних условиях на финансирование явно не хватает.
— Как быть при этом бизнесменам, которые не смогут просто конкурировать с итальянцами из-за элементарно разных финансовых условий?
— Я думаю, что этот вопрос и должен подниматься как раз на высоком уровне. Банки сейчас стали требовать недвижимость под залог кредита. Объективно нам нужно, конечно, вводить новые правила игры в финансово-кредитной сфере.
Кому-то от прихода итальянцев может прийтись туго, но довольными в итоге останется большинство, считает экономист, проректор по научной работе Института МИРБИС Александр Соломатин.
«Я думаю, еще полгода-год у наших производителей есть, пока итальянцы в полную мощь не запустили производство. Надо как-то подстроиться под эту ситуацию, потому что в любом случае плюсы от того, что вкладываются, возвращаются иностранные инвестиции в страну, гораздо больше, чем риски, которые несет узкий сегмент сельхозпроизводителей, сыровары. Это перекрывает».
Отмена продовольственного эмбарго станет ключевым вопросом, который поднимет итальянский премьер-министр Маттео Ренци на встрече в июне этого года с российским президентом Владимиром Путиным. На вопрос, есть ли тут прямая связь с проектом Минсельхоза, эксперты, опрошенные Business FM, ответили отрицательно.