За время санкций прибыль российских производителей еды выросла на 70−150%
Российские продуктовые контрсанкции вызвали рекордный рост прибыли отечественных производителей еды. За первую половину 2015 года сельхозпроизводители заработали в рублях на 70% больше, чем год назад, а рыбопромышленники — на 150% больше. В основном это произошло не столько из-за увеличения спроса, сколько за счет роста цен. Больше того, из-за роста цен снизилось готовое потребление рыбы населением, но рыбная отрасль все равно оказалась сверхприбыльной.
Продуктовые контрсанкции РФ и девальвация нацвалюты вызвали значительный рост прибыли российских производителей сельхозпродукции и рыбопромышленников.
Доход компаний рыбодобывающей отрасли увеличился на 150%, а в сельском хозяйстве — 69%. в транспорте этот показатель за тот же период увеличился на 42,9%, в добыче полезных ископаемых — на 9,7%. В основном рост прибыли объясняется ростом цен и девальвацией рубля. В некоторых случаях рост цен вызвал сокращение потребления населением, но даже это не помешало производителям увеличить прибыль. К примеру в 2015 года средний объем потребления рыбы снизится на 1,8-2,3 кг, до 20-20,5 кг в год на человека.
Рост прибыли в растениеводстве, животноводстве и рыбной отрасли Deloitte связывают с увеличением спроса на местную продукцию. Еще год назад Россия была пятым импортером сельхозпродукции, уступая ЕС, Китаю, США и Японии. «На фоне ответного эмбарго на введение санкционного режима в отношении России существенно меняется стратегическая политика… Девальвация рубля однозначно приведет к снижению импорта в Россию в 2015 году, причем оно может составить от 15% до 200%» — приводит «Коммерсант» данные отчета международной консалтинговой компании Deloitte.
На этом фоне повысился спрос на отечественную сельхозпродукцию, затем начался и рост цен. С октября 2014 по март 2015 года случился резкий — на 42 процентных пункта (п. п.) — скачок цен на рыбу от производителей. И в минувшем марте ее стоимость была на 160% выше, чем годом ранее.
В растениеводстве с августа 2014 по май 2015 года цены выросли на 10 процентных пунктов. к маю 2015 года сильнее всего подорожала гречиха, на 186 п.п. Цена на семена подсолнечника выросли на 146 п. п., капусты — на 134 п. п. В животноводстве цены росли до февраля 2015 года, после чего начали снижаться. С мая 2014 по май 2015 года индекс цен на мясо и мясную продукцию вырос на 6 п. п.
В целом цены на растительную продукцию с мая 2014 по май 2015 года выросли до 35-94%. На первом месте гречневая крупа (+94%), затем идет сахар песок (+51%), капуста (45%), рис шлифованный (44%), помидоры тепличные (+35%).
Товары животноводства скромнее росли в цене. Яйцо куриное стало дороже на 29%, куриные тушки — на 27%, куриные окорочка, говядина и свинина — на 24%.
Высокую прибыль сельхозкомпании показывали еще по итогам 2014 года, особенно это касалось растениеводства, напоминает заместитель начальника отдела экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Она связывает это с высоким урожаем, резким ростом отпускных цен и отложенным удорожанием себестоимости. За первое полугодие 2015 года прибыль также принесла реализация части прошлогоднего урожая. Начиная со второго полугодия такого прироста прибыли в сельхозсекторе уже не ожидается.
В этой ситуации производителям приходится искать способы сохранения прибыли. По оценкам Deloitte, в зависимости от объема бизнеса аграрии выбирают увеличение производства, снижение расходов и привлечение внешних источников финансирования. Крупные компании стремятся вывести на рынок новый продукт и тяготеют к развитию через слияния или поглощения. Компании с выручкой менее 10 миллиардов рублей отдают приоритет стратегии привлечения внешнего финансирования. Более мелкие игроки стараются сократить расходы и хеджировать валютные риски.