На Урале банк списал деньги с карты в Европе по курсу «черного вторника»
Российские туристы, отдыхающие в данный момент в Европе, вынуждены терпеть дополнительные убытки при использовании банковских карт. В неприятной ситуации оказалась жительница Екатеринбурга, которая расплатилась картой «Сбербанка» в минувшие выходные, но в итоге средства были списаны по курсу евро на 16 декабря. Напомним, стоимость европейской валюты в «черный вторник» на Московской бирже преодолела рубеж в 100 рублей.
«Из Сбербанка позвонили и сказали, что они с меня евро, потраченные в субботу и воскресенье, посчитали по новому курсу евро. На какой день не уточнили, но судя по списанию — по курсу на 16 декабря. В итоге вместо 22 тысяч рублей за гостиницу, постфактум я заплатила более 30 тысяч, — рассказала „Новому Региону“ екатеринбурженка Екатерина. — Банк заявил, что у них операции проходят на два-три дня позже, хотя СМС о списании — с остатком в рублях! — мне приходили сразу же. Итог — я в Европе, я в минусе, и это по дебетовой карте, и все, что мне говорят на горячей линии Сбербанка: „Ваша ситуация стала возможной из-за ситуации с курсом валют“. Предлагают писать заявление о том, что я не согласна со списаниями. Но написать я его не могу — я ведь даже не в стране».
Этот случай не единичный, на дополнительное списание средств жалуются клиенты других банков, которые совершили покупку по кредитке или дебетовой карте в зарубежных поездках. В свою очередь банкиры говорят, что такие разногласия с клиентами возникают довольно часто, но в целом ситуация является типичной.
Как пояснили «Новому Региону» в пресс-службе Сбербанка, в момент совершения операции по банковской карте происходит резервирование денежных средств — то есть расходный лимит карты уменьшается на сумму платежа. При этом конвертация резервируемой суммы происходит по курсу, установленному в день проведения операции, но окончательное списание осуществляется в день поступления подтверждения от банка-эквайера, через терминал которого был проведен платеж. Такие подтверждения могут приходить в сроки, установленные платежными системами.
«Это является стандартной ситуацией в международной банковской практике. Конечная обработка операции осуществляется в день поступления финансового подтверждения, соответственно, конвертация проходит по новому курсу, установленному банком в этот день. Поскольку курсы валют при получении банком финансовых документов по совершенной операции могут отличаться, возникает курсовая разница», — говорится в сообщении банка.
При этом, такая ситуация не может быть предметом претензий со стороны клиентов, уверяет Сбербанк. «В соответствии с п. 3.3 «Условий использования международных карт ОАО «Сбербанк России», банк производит конверсию сумм операций по карте в валюту счета по курсу банка и в соответствии с условиями обработки финансовых операций. При этом курс конверсии, действующий на момент обработки операций банком, может не совпадать с курсом, действовавшим при ее совершении», — добавили в пресс-службе кредитной организации.
Впрочем, по мнению юристов, клиент вправе потребовать объяснений и у платежной системы.
«Эта ситуация не нова, но именно сейчас из-за растущих курсов валют стала столь заметной. По сути, платежные системы должны предоставить банку платежный документ, но в отдельных случаях документы могут „затеряться“ и платеж проходит позднее, а клиент несет убытки. Кто должен их возмещать, банк или платежная система, по сути, дискуссионный вопрос, который отражает пробел в регулировании рынка Центробанком», — отметила неделей ранее в интервью изданию «Газета.Ру» руководитель банковской практики юридической компании «Пепеляев Групп» Лидия Горшкова.