Последствия повышения утилизационного сбора в ассоциации «Российские автодилеры» называют катастрофичными: продажи ряда брендов станут нерентабельными, что приведет к закрытию двух или трех сотен дилерских центров и не менее 20 тысяч человек потеряют работу. Ряд брендов покинут рынок.
Больнее всего это ударит по компаниям, не имеющим в России производства, а только импортирующим. Но если удорожание на 200 тысяч Jaguar клиент переварит, то покупать, например, Suzuki может и передумать. В любом случае рост цен почувствует на себе потребитель, говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
«Импортные автомобили, которые возят сюда, подорожают примерно на сумму повышения утилизационных сборов — то есть на те самые 80-100 тысяч рублей. Отечественные автомобили, которые собраны в России, не важно, каких марок, подорожают гораздо меньше, поскольку им эту сумму возвращают. Возвращают с задержкой от трех до шести месяцев в среднем. И поэтому, поскольку деньги заморожены, они вынуждены будут поднять цены. В любом случае, на падающем рынке любое повышение цен приведет к падению продаж. Это по цепочке потянет падение производства».
Утилизационный сбор ввели в 2012 году на фоне снижения ввозных пошлин после вступления России в ВТО. Сначала его платили только импортеры. Базовая ставка для легковушек составляла 20 тысяч рублей, для грузовиков и автобусов — 150 тысяч рублей. Но с 2014 года сборы затронули весь рынок, однако производителям, локализованным на территории России, взамен давали субсидии. В 2016 году сбор повысили на 65%. В 2018 году — в среднем на 15%, а по некоторым позициям — на 90%. И вот в планах очередной взлет — до 120%. При этом Минпромторг обещает, что в стоимости машины доля утиль-сбора останется в пределах 1,5-2%.
Однако не все отечественные производства попадают под компенсации. В ассоциации автодилеров считают, что подорожает 30-40% авто. Как пишет «Коммерсантъ», Минпромторг отказался от идеи дифференциации промсубсидий и предложил полную компенсацию утильсбора всем, однако при этом увеличится барьер для импорта — сегодня он составляет 30% в виде пошлин и утильсбора для легковушек, а будет 40-45%.
Однако именно импорт позволяет концернам закрывать убытки от локального производства, говорят участники рынка. Вице-президент Ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев отмечает, что в условиях, когда рынок в минусе, резкое повышение утилизационного сбора несвоевременно:
«Понятно, для чего это делает правительство — оно стимулирует производство автомобилей внутри страны с гораздо большей локализацией, чем есть сейчас. Но играть в эту историю, когда рынок, может быть, не в реанимации, но точно — в отделении интенсивной терапии, на наш взгляд, преждевременно. Идеально было бы отложить повышение утилизационного сбора. Хотя бы сделать его не столь резко, а в несколько этапов, с предупреждением производителей: если локализации не произойдет, будут такие-то ставки».
Самое интересное, что утилизационный сбор собственно к утилизации отношения не имеет. Это просто название. Фактически это дополнительный налог на покупку нового автомобиля. У нас нет закона об утилизации или соответствующей статьи в бюджете. Нет господдержки предприятий, которые утилизируют машины. Деньги просто идут в бюджет, и на следующий год уже учтены и расписаны на разные цели. В проекте бюджета на будущий год рост поступлений оценивается в 150 млрд рублей, в 2021 году — в 48 млрд рублей. С импорта машин в 2020 году намерены собрать 77 млрд рублей.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов