Вот уже несколько лет по миру стали открываться Death Café («Кафе cмерти»). Это мировая франшиза, у истоков которой стоял британец Джон Андервуд. Свое первое «Кафе смерти» он организовал в 2011 году, впечатлившись идеей антрополога Бернара Кретта, который собирал материал для исследования темы смерти. Кретт общался с пожилыми людьми, чей жизненный путь подходил к концу, и заметил, что старики, которые смогли проговорить тему смерти, начинали фантастически любить жизнь, переживать ее более ярко. Когда человек начинает осознавать, что он смертен и что именно у него есть какая-то финальная точка, он начинает по другому расставлять приоритеты.
У нас в обществе тема смерти — затабуирована, о ней не принято думать, многие боятся про нее говорить. Но Креттом было доказано, что разговор о своей смерти улучшает качество жизни. Так стали появляться «Кафе смерти», где люди могут пообщаться на эту тему.
В России на данный момент открыто уже 4 таких кафе — в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и Екатеринбурге.
Сегодня мы встретились с организаторами Death Café в Екатеринбурге философом Яной Макакенко и психологом Ильей Петрикиным, которые рассказали для чего нужно такое кафе и что происходит на этих встречах.
Яна Макакенко: С кафе я познакомилась 2 года назад, когда умер мой дедушка, искала информацию в интернете о смерти, умирании
Илья Петрикин: В самой формулировке есть слово кафе, но на самом деле, речь здесь идет о некоем застолье, где люди за чашкой чая могут вести беседу. Это может быть библиотека, анти-кафе, любая другая площадка. Мы пока что обосновались в ГЦСИ (Государственный центр современного искусства).
Яна Макакенко: Здесь нет экспертов, нет гуру, нет заданных тем, мы даем возможность поговорить людям о своем жизненном опыте и пережить свою конечность. Мы все смертны, но наша культура не дает себя чувствовать смертным. Отсюда идет культ молодости, культ успеха. Мы вообще не можем говорить о том, что мы когда-нибудь закончимся. И когда человек это осознает он фундаментально меняет ценности. Человек начинает осознавать, что впереди не бесконечность, а есть какая-то конечная точка, что позволяет ему начать жить своей жизнью и ощущать ее полноту.
Илья Петрикин: Наше кафе не ограничено какими-то рамками. Это ни профессиональное или религиозное сообщество, это ни секта или какая-то субкультура, это ни психотерапия, это ни группа горевания, или группа борьбы с зависимостью. К нам могут прийти все, кому интересна эта тема. Единственное ограничение, это дети до 18 лет.
Яна Макакенко: Мы работаем под франшизой. Так как тут стоял вопрос этики. Идея зацепила, захотелось сделать аналог, но англичане уже сделали и предложили всем включаться, поэтому не сами по себе. Такие же мотивации были у наших партнеров из ГЦСИ, когда они поняли, что им нужен подобный проект в рамках V индустриальной биеннале, тема которой стала «бессмертие». До ноября мы будем сотрудничать с центром современного искусства, и проводить встречи на их площадке. В дальнейшем мы открыты к сотрудничеству и с другими локациями.
Как попасть в «Кафе смерти»
Чтобы попасть в «Кафе смерти», необходима регистрация, которая ведется в группе ВКонтакте. Об открытии регистрации организаторы сообщают заранее. Не обязательно принимать участие в обсуждении, можно прийти просто послушать. Дети до 18 лет на встречи не допускаются. Все строго конфиденциально.
Общая информация:
Группа Вконтакте
Адрес ГЦСИ: Добролюбова, 19А
Вход бесплатный.
Фото с сайта https://www.pexels.com
перейти к фотографии в альбоме
Тогда уж
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов