Наш сегодняшний материал получился абсолютно внезапно. Просто мы попали в Музейный клуб «Дом Агафуровых», который произвел неизгладимое впечатление своим духом, лепниной на потолках, историями.
О доме мы расскажем в следующий раз, а сегодня мы публикуем историю семьи Агафуровых — известных на Урале купцах, чей Торговый Дом «Братья Агафуровы» вошел в историю Екатеринбурга и был важной состовляющей культуры того времени.
Существуют фамилии, интерес к которым по тем или иным причинам не ослабевает с течением времени, делая их в определенном смысле знаковыми. Агафуровы занимают среди них достойное место, символизируя выдающуюся коммерческую предприимчивость, в сочетании с человеколюбием и широкой благотворительной деятельностью.
Без малого сто лет минуло с тех пор, как рухнула агафуровская «торговая империя», но судьба оказалась благосклонной к самой фамилии. Она не забыта, и до сих пор некоторые дома, принадлежавшие знаменитой семье, называют в Екатеринбурге «агафуровскими». Не обошлось и без исторического курьеза. Известные в свое время дачи Агафуровых на Сибирском тракте, где отдыхали не только сами владельцы, но и семьи работников Торгового дома, где часто устраивались благотворительные акции для малоимущих, известны и сегодня, но почему-то как синоним «сумасшедшего дома». Причина в том, что в непосредственной близости от агафуровских дач еще в 1914 году было начато строительство психиатрической лечебницы, на которую молва и распространила «дачное» название.
Чем же прославили Агафуровы свою фамилию?
Начало всему положил Хисаметдин Агафуров, родившийся 10 октября 1831 г. в многодетной крестьянской семье в дер. Малые Елги Лаишевского уезда Казанской губернии.
Семья жила натуральным хозяйством и практически впроголодь. Земли для семейных нужд не хватало, т.к. по существовавшим тогда законам она выделялась в пользование только на мужской состав семьи, а Хисаметдин, на беду, был единственным сыном. Помимо него у крестьянина Гафура было ещё 5 дочерей. Однако в 1855 году произошло событие, которое можно считать отправной точкой в истории Агафуровской династии. Помещик, которому предстояло отправить одного из двух своих сыновей служить в царскую армию, предложил Гафуру выгодную сделку: за крупную сумму денег отправить в солдаты Хисаметдина вместо помещичьего отпрыска. И, хотя Хисаметдин к этому времени был уже женат, а его первенцу Камалетдину исполнилось 2 года, он согласился. Это был его единственный шанс помочь семье, а самому попытаться, вырвавшись из привычного уклада, выбиться в люди.
Служить довелось в Екатеринбурге. Через год сюда же переехала молодая жена с маленьким сыном и сняла угол недалеко от солдатских казарм. Отслужив положенные 12 лет, Хисаметдин Агафуров вышел в отставку в чине унтер-офицера, а в 1868 г. открыл собственное дело — розничную торговлю мелочным товаром в небольшой арендованной лавке на Торговой площади г. Екатеринбурга. Постепенно в оборот вводились новые предметы: папиросная бумага, спички, табак, мыло и др. Годовой оборот первоначально выражался относительно скромной суммой (около 5000 руб), а в торговом деле принимали участие только члены семьи: жена Биби-Азиза, старший сын Камалетдин, а чуть позже и второй сын Зайнетдин. Маленькие сыновья — будущие миллионеры — помогали отцу, торгуя с лотка спичками и папиросами собственной закрутки. Постепенное расширение торговли привело к необходимости найма служащих, тем более, что завязались торговые отношения на ярмарках: Ирбитской, Крестовской и Челябинской.
Однако осенью 1883 г. Хисаметдин Агафуров внезапно умирает. За свою короткую жизнь он успел достичь многого, пройдя путь от нищего крестьянина до состоятельного человека, купца II гильдии. Но по-настоящему богатым стать не успел. Во всяком случае, затеяв постройку большого особняка для своей ставшей многочисленной к тому времени семьи, он успел возвести лишь первый этаж. Это здание, достроенное уже сыновьями, и сегодня радует глаз: здесь размещается Постоянное представительство республики Татарстан в Свердловской области.
Точно так же и прочно поставленное Хисаметдином Агафуровым торговое дело стало лишь «первым этажом» огромного здания. Но само «здание» довелось построить уже его сыновьям: Камалетдину и Зайнетдину, которые в конце 1883 года учредили ставший впоследствии широко известным Торговый дом «Братья Агафуровы».
До 1890 года Торговый дом располагал только одним постоянным пунктом, в г. Екатеринбурге, и годовой оборот его достигал 150−200 тыс. руб. Торговля велась в арендованном под универсальный магазин здании на ул. Успенской (ныне улица Вайнера). При этом магазин на протяжении многих лет был едва ли не самым популярным в городе. Отчасти потом, что был в буквальном смысле универсальным. Здесь можно было купить действительно всё: от чая и табака до золота и бриллиантов. Это было чрезвычайно удобным для потенциального покупателя, особенно если учесть, что практически любой вид товара был представлен в широком разнообразии и в разных ценовых категориях.
Много покупателей и просто зевак было всегда и в отделе игрушек: здесь перед зачарованными взглядами ребятишек настоящий маленький паровозик, выпуская пар из котла, подогретого на маленькой спиртовке, тащил по рельсам состав с пассажирскими вагончиками, а среди игрушек — предмет вожделения всех мальчишек — стреляющий настоящими пульками пистолетик «Монте-Кристо».
Следует подчеркнуть, что для Агафуровых в торговле не существовало мелочей. Борьба за клиента начиналась у самого входа, где покупателя встречали опрятно одетые, неназойливо-учтивые приказчики, в основном молодые люди, готовые представить любой товар в самом лучшем виде. Подарочные сувениры в виде маленьких флакончиков духов для дам или шоколадных «бомб» с сюрпризом для детей делали особенно привлекательным посещение и покупки в этом магазине. Фирменный стиль Агафуровых, придающий лоск даже не самой дорогой покупке и в то же время демонстрирующий ответственность продавца за её качество проявлялся и в том, что практически на всей упаковке ставилось клеймо «Торгового дома» а, например, в коробку с парой обуви вкладывался никелированный рожок для обуви с таким же клеймом. Аналогичный подход к торговле Агафуровы демонстрировали не только в Екатеринбурге, но и всюду, куда доходило их торговое дело.
Развивая свою деятельность, члены Торгового Дома, число которых увеличилось вступлением достигшего совершеннолетия младшего брата Кашафеттдина, постепенно открывали отделения в городах Северо-Восточной России. Так, в 1890 году было открыто отделение в г. Тюмени, в 1894 г. — на Ирбитской ярмарке и в 1896 г. — в г. Перми. Для большего удобства оптовых закупок были открыты специальные конторы в Варшаве с 1898 г. и с 1908 г — в Москве. Для заключения торговых сделок братья выезжали в Польшу, Германию, Швейцарию, Францию, Китай, Японию. К моменту наивысшего взлета в 1913 году торговая «империя» братьев Агафуровых распространила свою деятельность от Варшавы на западе до Японии на востоке, включая Урал, Сибирь, Среднюю Азию и Северный Китай (Харбин). Годовой оборот Торгового Дома превысил 6,5 млн. рублей.
Но Агафуровы, вероятно, не были бы столь популярными и известными, если бы не широкая общественная и благотворительная деятельность, которую вели почти все взрослые члены большой семьи. Наиболее деятельным из них был Зайнетдин Агафуров.
Остаётся только восхищаться энергией этого человека. Занимая ведущее место в управлении Торговым домом, Зайнетдин неоднократно избирался гласным (депутатом) Екатеринбургской Городской Думы, членом податных присутствий г. Екатеринбурга: промыслового и квартирного; членом Биржевого Комитета в Екатеринбурге и Ирбите, председателем котировочной комиссии при бирже Екатеринбурга, членом учетных комитетов Екатеринбургских отделений Государственного и частных банков.
Богатство не ожесточило братьев, помнивших о своем простом происхождении. Может быть, поэтому столько сил и средств расходовалось ими на благотворительность. В одном из Агафуровских домов располагалась мусульманская молельня, в другом работала библиотека-читальня и проходили заседания Мусульманского благотворительного общества, первым председателем которого был Зайнетдин Агафуров. На его средства содержались медресе и мектебы как в самом Екатеринбурге, так и в уезде. При его непосредственном организационном и финансовом участии были построены мечети в Нижнем Новгороде и Перми.
Не оставалась в стороне и супруга Зайнетдина Агафурова — Асьма Садыковна, дочь уральского (троицкого) коннозаводчика Абдрашитова. Под ее попечительством существовала специальная мусульманская школа для девочек.
Агафуровы отметились и в спортивной жизни Екатеринбурга. При их активном участии было создано Общество велосипедистов и любителей физического развития (членами которого стали сами братья и некоторые из их детей), а также Общество охотников конского бега. На средства Камалетдина Агафурова в 1900 г. был построен современный по тем временам велодром.
В 1908 году, отмечая 25-летний юбилей Торгового Дома, Агафуровы открыли ссудо-сберегательную кассу для своих служащих, которые справедливо считались самыми зажиточными среди торговых служащих города. Свидетельством признания заслуг на ниве общественной и благотворительной деятельности стало награждение Зайнетдина Агафурова золотой медалью на Александровской ленте и званием потомственного почетного гражданина.
Февраль 17-ого Агафуровы встретили с воодушевлением. Благодаря высокому авторитету Зайнетдин Агафуров был даже командирован в Петроград для подготовки Всероссийского съезда мусульман. Однако очень скоро эйфория от буржуазно-демократических лозунгов полностью развеялась. Экономика погружалась в хаос. В Петрограде и Москве к власти пришли большевики. Начиналась гражданская война. Екатеринбург оказался во власти большевиков, а с классовыми врагами большевики не церемонились. С приближением к городу колчаковских войск репрессии против мирного населения усилились. Апофеозом их стало полное уничтожение царской семьи, находившейся в то время под домашним арестом в Екатеринбурге.
Жизнь богатого известного в городе семейства Агафуровых находилась под угрозой: Зайнетдин Агафуров попадает в подвалы ЧК в качестве заложника. К счастью, ему удается избежать участи десятков известных в городе людей, ставших заложниками и расстрелянных большевиками по злой иронии судьбы неподалеку от агафуровских дач.
Становилось ясно, что страна, охваченная гражданской войной, уже никогда не сможет стать прежней. Ничего не могло измениться и в тот короткий период, когда в город вошли белые. Все шло к своему закономерному финалу.
1918 год стал роковым для Зайнетдина: один за другим ушли из жизни два близких человека — жена Асма и сын Билял. В начале июля 1919 года все члены большого семейства Агафуровых, находившиеся на тот момент в Екатеринбурге, спешно покинули город с отступающими колчаковскими войсками. Столь же закономерным был и маршрут их исхода: сначала Сибирь, затем Дальний Восток и — короткий период в Японии, где в 1922 году завершились последние дни старшего из братьев, Камалетдина. Несчастья продолжали преследовать семью: 1 сентября 1923 года в одном из самых страшных землетрясений 20 века в Йокогаме погиб старший сын Зайнетдина Нуритдин вместе с женой Софией.
Долгая дорога завершилась, наконец, в китайском Харбине. Здесь на основе харбинского магазина Агафуровых продолжилось существование громкого торгового имени.
По-видимому, Зайнетдин Хисаметдинович все же не оставлял надежды вернуться на Родину. Тем более что основания для этого были. Достоверно известно, что в 1923 или 1924 году он в числе некоторых крупных специалистов торгового дела, эмигрировавших за рубеж, получил официальное приглашение Совнаркома вернуться для налаживания торговли в Советской России. Начинался непродолжительный эксперимент большевиков, названный Новой Экономической Политикой. Решился бы Зайнетдин Агафуров вернуться на Родину или нет, остается только гадать. В июне 1924 года он скоропостижно скончался в Харбине от очередного сердечного приступа.
В некрологе, напечатанном в харбинской газете «Новости жизни» были такие строки: «…В мире людей, выросших за прилавком, где все продажно и, где человек оценивается по толщине его бумажника, где в жизненное правило возведена мертвая хватка, где рубль — все: и Бог, и родина, и брат, и друг; в этом мире Зайнетдин Агафуров был совестью — единственным моральным моментом, единственным уклоном в человечность, в которой тепло, и светло, и радостно…»
После внезапной кончины Зайнетдина фирма просуществовала еще несколько лет под контролем последнего из братьев, Кашафетдина, а также сына Камалетдина Агафурова — Садретдина и двух сыновей Зайнетдина — Бурхана и Искандера, занимаясь преимущественно продажей игольно-швейных товаров. К 1933 году торговый «титаник» «Братья Агафуровы», завершив полувековой каботаж, окончательно ушел на дно, отправив оказавшихся в эмиграции членов большой семьи в свободное плавание.
Сведения об Агафуровых в эмиграции крайне скудны. Стало известно, что сын старшего из братьев, Камалетдина, Садретдин был членом ЦИК первого конгресса тюрко-татарской эмиграции на Дальнем Востоке, прошедшем в городе Кобе в 1934 году. Вместе со своей женой Марьям в январе 1939 года он стал членом общества Идель-Урал в Шанхае. Их младшая дочь Разия тоже впоследствии вошла в совет Шанхайской тюрко-татарской общины. Здесь, в Шанхае, она вышла замуж за известного в эмигрантской среде поэта, писателя Шах-Вели Кляули, публиковавшегося как в татароязычной газете «Милли Байрак», так и в русскоязычной эмигрантской прессе. И вдали от Родины Агафуровы сохранили активную жизненную позицию, любовь к родному языку и культуре.
Слева направо стоят: София (жена Нуритдина), Мурат, Марьям (жена Садретдина), Салия (жена Кашафетдина), Садретдин, Разия. В центре сидят: Зайнетдин, Камалетдин и Кашафетдин. На переднем плане: стоит — Энвер, сидят — Искандер, Нуритдин, Бурхан, Бадретдин (Иокогама, 1922 г.)
К концу 40-х годов ХХ века обстановка в теперь уже коммунистическом Китае стала сложной для эмигрантов. По существу они стали выдавливаться из страны. Кто-то из тех, кого судьба выбросила за границы новой России, с большим риском для себя, стал возвращаться на Родину, кто-то стал искать новое счастье в Гонконге, Австралии и Америке. Мусульманская община, в основном, потянулась в Турцию. Сюда переехали и оставшиеся в живых члены агафуровской семьи. Здесь их потомки, уже очень далекие от своих корней, живут и сегодня. Потомки Камалетдина проживают также и в Японии.
Зайнетдин Агафуров на празднике сакуры
Известна и судьба тех Агафуровых, кто остался на Родине, двух дочерей Камалетдина, Суфии и Марзии, и двух дочерей Зайнетдина, Магиры и Мариам. Они испытали все то, что выпало на долю их страны: голод, репрессии, войны. Но и сегодня в семьях их потомков, носящих другие фамилии, с гордостью вспоминают о своих замечательных предках.
Похороны Камалетдина Агафурова в Токио
К счастью, память об Агафуровых сохранилась не только у потомков знаменитой фамилии. В июне 2011 года в доме, где когда-то проживала большая семья, прошел званый вечер «В гостях у Агафуровых», на который пришли потомки братьев-меценатов, ныне живущие в России, а также известные деятели культуры, представители творческой интеллигенции и администрации города Екатеринбурга. Так Постоянное представительство Республики Татарстан в Уральском регионе решило отметить 150-летний юбилей одного из братьев — Зайнетдина Агафурова. Размещаясь в доме, принадлежавшем когда-то Агафуровым, Постпредство РТ бережно сохраняет не только само здание, но и историческую атмосферу гостеприимства легендарной семьи.
Сын Зайнетдина Агафурова Бурхан на могиле отца (Харбин, 1924 г.)
В декабре 2015 года произошло долгожданное событие — в отреставрированной части сохранившегося дома Камалетдина Агафурова открылся филиал Свердловского областного краеведческого музея — Музейный клуб «Дом Агафуровых». Сотрудники музея постепенно пополняют экспозиции музейного клуба новыми экспонатами и сведениями, отражающими жизнь известной екатеринбургской семьи.
Екатеринбуржцы любят историю своего города и, как знать, быть может, осуществится появившаяся несколько лет назад идея создания памятника Агафуровым.
Как памятник, установленный в самом начале расположенного неподалеку от домов Агафуровых бульвара, так и сам бульвар, который мог бы быть назван их именем, стали бы заметным украшением уральской столицы и своеобразной данью замечательной фамилии, вошедшей в историю Урала и России.
Автор текста: Бадри Девишев, правнук Зайнетдина Агафурова,
член Союза журналистов России.
То-то я думаю, на кого так хочется иногда ногой топнуть, чтоб он исчез. А то менеджер по предложим или продавец-порасскажем.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов