Скользко — это не только гололед, причины появления которого известны всем (и который, вполне возможно, ожидает нас в ближайшее время). Подскользнуться автомобиль может и на свежем снегу, и на излюбленной нашими властями снежной каше вперемешку с реагентами, и на тонком слое жидкой грязи, покрывающей асфальт в межсезонье. В общем, одна из главных проблем для водителя — неуправляемый занос — может возникнуть совершенно неожиданно. Uralweb.Ru напоминает екатеринбургским пилотам самые простые способы справиться с этой нештатной ситуацией.
Скользкое покрытие — лишь фон для развития неожиданного заноса. Как правило, причиной его становится сам водитель, самонадеянно не снизивший скорость перед входом в поворот, склонный к опасным и агрессивным перестроениям либо любящий резкие торможения (особенно в повороте) или не менее резкие старты. Конечно, выбросить машину из полосы может и подвернувшаяся под колеса обледенелая колея, что изредка встречается даже на основных магистралях Екатеринбурга, но и в этом случае главный союзник водителя — осторожность и трезвая оценка ситуации.
Еще одна часто встречающаяся причина зимней потери управляемости — это неправильный выбор резины. Как говорят специалисты, использование изношенных покрышек со стершимся протектором, не той размерности или просто не соответствующих сезону, может серьезно повысить риск неожиданно попасть в занос. И уж в этом случае обвинить кого-то постороннего в собственных неприятностях точно не получится. Зима в целом — достаточно стрессовое время для водителя, поэтому появление на дорогах снега и льда следует воспринимать как намек на необходимость быть особенно внимательным.
Передний привод
Но что делать, если нештатная ситуация все же возникла, автомобиль несет куда-то по его собственной воле, а отбойник или кювет неотвратимо приближаются? Сергей Жарков, руководитель школы контраварийного вождения X-Auto считает, что главное в этом случае — не паниковать. Универсальный совет для автомобиля с любым типом привода состоит в оперативном повороте руля в сторону заноса и минимальных манипуляциях с педалями. Основное, чего специалисты не рекомендуют делать во время развития заноса — это резко тормозить: манипуляции с педалями могут лишь усугубить ситуацию и увеличить вероятность разворота автомобиля поперек дороги. Впрочем, если речь идет о переднеприводном автомобиле, то манипуляции с педалью газа могут и помочь.
Сергей Жарков, руководитель школы контраварийного вождения X-Auto:
Это очень сложно, противоестественно для человека — когда машина несется боком, человеку страшно и очень хочется затормозить. Но тормозить в такой ситуации нельзя, потому что это приведет к развороту. Наоборот, надо заставить себя нажать газ, что ускорит стабилизацию автомобиля. Иногда даже можно не выворачивать руль, достаточно просто как следует «поддать газу», чтобы спровоцировать пробуксовку ведущих колес, и автомобиль выпрямится. Заставить себя сложно, и этот маневр без практики с первого раза выполнить не получится. Лучше заранее где-то в безопасном месте потренироваться.
Специфика переднеприводного автомобиля — расположение ведущих колес, благодаря которому такой автомобиль способен вытягивать из заноса сам себя, словно Мюнгхаузен из болота. Но водителю, попавшему в подобную ситуацию, придется сделать над собой значительное усилие, так как от него потребуется проявить не только характер, чтобы не утопить педаль тормоза, но и скорость реакции, чтобы исключить риск циклического заноса. За несколько мгновений до стабилизации автомобиля придется оперативно повернуть руль в такое положение, при котором управляемые колеса встанут прямо — в этом случае повторного заноса в обратную сторону можно избежать.
Специалисты говорят, что новичку, не бывавшему в таких передрягах, с первого раза среагировать правильно бывает очень сложно. Идеальный вариант — предварительные тренировки в безопасных местах до того уровня, чтобы нужные навыки превратились в рефлексы. Обучение подобным маневрам сродни изучению боевых искусств: и там, и там верные движения доводятся до автоматизма, когда их запоминает уже не мозг, а непосредственно мышечная система и вестибулярный аппарат.
Задний привод
Все вышесказанное в известной степени справедливо и для полноприводного автомобиля, большинство из которых, к слову, сейчас в тепличных условиях имеют привод на переднюю ось. А вот у заднеприводных машин, которых на наших дорогах тоже немало, есть своя специфика — ведь их колеса не «тянут» автомобиль за собой, а «толкают» его. Соответственно, в этом случае неаккуратная работа с газом может спровоцировать занос буквально на ровном месте — при чересчур активном старте со светофора, например.
Соответственно, если общие и универсальные правила борьбы с заносом для заднеприводного автомобиля будут аналогичными — руль в сторону заноса и никаких торможений — то манипуляции с педалью газа только усилят стремление машины развернуться поперек дороги.
Сергей Жарков, руководитель школы контраварийного вождения X-Auto:
На заднем приводе бороться с заносом сложнее всего, так как в этом случае противодействовать можно только рулем — общеизвестный поворот руля в сторону заноса и ожидание момента, пока не прекратится скольжение. При этом очень важно в нужный момент быстро и вовремя поставить управляемые колеса прямо. Если этого не сделать, на высокой скорости один занос может перейти в другой, и мы получим так называемый «ритмический» занос с увеличивающейся амплитудой. Погасить его гораздо сложнее.
Интересно, что в состоянии заноса на скользком покрытии автомобиль воспримет, как команду «вильнуть хвостом» любое торможение — будь то педалью или двигателем. Резкий сброс газа в повороте, когда двигатель работает на высоких оборотах, будет понят автомобилем точно так же, как и удар по педали тормоза. Поэтому еще один универсальный совет по управлению автомобилем на скользком покрытии — максимально плавные действия. Стоит избегать любых резких движений. Конечно, может быть, что к собственной безопасности водитель относится спустя рукава, но в этом случае ему все же стоит подумать о тех, кто движется по дороге рядом с ним.
Фото: © Дмитрий Елизаров
Подскажите безопасные места, где можно потренироваться.
Паковочная площадка перед магазином "Дом" на УРАЛМАШе (перекресток улиц Бакинских комиссаров, Победы, Уральских рабочих и Ломоносова). Перед закрытием там обычно свободно и часто устраивают тренировки всякие дрифтеры... Раньше я думал, что это обычные малолетние дебилы, страдающие от переизбытка свободного времени, а оказывается они там практикуются с пользой.
площадка перед магазином "Дом" на УРАЛМАШе
Ничего что там знаки въезд запрещен с 23:00 до 06:00? И ДПС с 22:00 обычно до 24:00 пасут?
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов