Кристофер Нолан — режиссёр, фильмы которого уже давно разделили зрителей на два относительно равных лагеря: его ярых поклонников и столь же страстных критиков. Самым главным его недостатком всегда была и остаётся излишняя претенциозность. Однако какие-то его картины всё же чуть менее подвергаются сомнениям. Вполне вероятно, что «Оппенгеймер» станет одной из них.
Роберт Оппенгеймер — известный американский физик-ядерщик, которого за вклад в развитие первых образцов ядерного оружия называют «отцом атомной бомбы». Именно его жизни и посвящён фильм. Эпичный байопик охватывает несколько десятков лет жизни учёного: от поступления на учёбу в Кембридж и первых шагов по пути научной деятельности до последствий его работы главой «Манхэттенского проекта».
История, как это довольно часто бывает у Нолана, развивается нелинейно. Основной сюжет то и дело перебивается флешбэками, повествующими о двух разных судебных процессах. При этом картинка в эти моменты становится чёрно-белой, что делает эти вставки похожими на документальную съёмку, ну, а ещё это просто выглядит действительно стильно.
Однако у такого подхода есть и ряд серьёзных недостатков. Во-первых, история ещё больше запутывается, так что первые полчаса зритель гарантированно потратит часть своего внимания на попытку свести воедино сюжетные развилки. Во-вторых, биографический фильм, продолжительность которого превышает три часа, — довольно спорное решение. Здесь можно возразить, что личность подобного человека нельзя раскрыть за меньшее количество времени. Вот только «вскрыть» его всё равно не вышло.
Тем не менее нельзя не признать, что Киллиану Мёрфи прекрасно удалось воплотить в себе образ Оппенгеймера. Возможно, ему просто удаются социопатичные персонажи, тогда его умение на этот раз пришлось как нельзя кстати. В целом «Оппенгеймер» собрал впечатляющий каст: Мэтт Деймон, Рами Малек, Эмили Блант, Роберт Дауни мл.
Но только лишь последний оказал относительно значимое влияние на сюжет — он играет американского бизнесмена (почти министра) Льюиса Штрауса, втянувшего знаменитого физика в недосудебный процесс с целью разрушить его репутацию. Причём сделано это было всего лишь из-за одной неудачной шутки.
Вот только зачем надо было акцентировать внимание на этом столь подробно? Да, нам показали зацикленного на себе человека, которому слава учёного встала поперёк горла, и Дауни младший, бесспорно, справляется с возложенной на него ролью антагониста. Вот только эта ветка отнимает уж слишком много экранного времени.
Есть в фильме и довольно странное камео Альберта Эйнштейна (Том Конти). И если в паре эпизодов это смотрится ещё уместно, то в нескольких — больше напоминает совсем уж бессовестное использование образа известнейшего физика. Остаётся неприятный осадочек.
По большей степени главным героем фильма является не Оппенгеймер, хотя кажется, что это так, а сама атомная бомба. Именно ей здесь уделяется больше всего времени: предпосылки и причины её создания, кто был к этому причастен, как она повлияла на своих «родителей» и какое оказало влияние на дальнейшее развитие мира.
А вот личность Оппенгеймера представлена лишь широкими, но мазками. Нам лишь показывают гениального физика, любящего красивых женщин, сигареты, но больше всего — себя. Единственный элемент его внутреннего мира, который был представлен зрителю, — осознание собственной вины за жертвы атомной бомбардировки японских городов.
И именно благодаря этой рефлексии фильм обретает гораздо большее значение, чем он мог бы иметь, если брать во внимание исключительно художественную сторону. Столь мощного гуманистического высказывания в культурной сфере не было уже очень давно. По крайней мере, настолько глобального и основанного на реальных событиях.
И это отлично подкреплено визуальными и звуковыми эффектами. Нам весьма подробно показывают, как расцветает ядерный гриб и сколько ужаса он вызывает у всех, кто это видит, а последующая ударная волна лишь дополняет эту картину. Кроме того, у Оппенгеймера практически сразу после этого начинаются мощные галлюцинации, довольно подробно демонстрирующие последствия его работы. При этом Нолан сознательно не показывает, что стало с Хиросимой и Нагасаки.
«Оппенгеймеру» Кристофера Нолана удалось стать культурным феноменом. Настоящей ценностью при этом стала общая идея, а не рассказанная история. Не столь важно, кем был Роберт Оппенгеймер, сколько — что он создал и как изменился после этого мир.
7,5 из 10
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов