Движение вверх
У многих, наверное, возникнут вопросы — зачем нам в самый канун Нового года показывают спортивно-патриотическое кино? Ответы есть.
Во-первых, для того, чтобы в зимние каникулы празднующие граждане-россияне больше задумывались о спорте и здоровом образе жизни, а, во-вторых, у нас не только канун Нового года, но и Олимпиады, на которую, как известно, нас не пустили. И если Новый год — у нас каждый год, то на Олимпиаду нас не пускают гораздо реже. В худшем случае это может случаться только раз в два года.
Поэтому, кино — безусловно, актуальное и своевременное.
А речь в нем идет о легендарной победе советских баскетболистов над американской сборной в финале Олимпиады 1972 года в Мюнхене.
О том, что такая победа была, и сколько секунд у наших оставалось на последний бросок, наверное, знает любой, кто хоть немного интересуется спортом. Поэтому центральной интриги у фильма нет.
Есть интриги дополнительные, связанные с теми или иными героями. Героев для этого наделили парой-тройкой ключевых характеристик.
Вот, например, баскетболист Паулаускаус. Он антисоветчик, и интрига, связанная с ним, заключена в том — сбежит или не сбежит он «за бугор» накануне финального матча.
Или грузинские спортсмены, для которых семья важнее спорта, потому что «Олимпиада — это только один раз, а семья на всю жизнь».
Дополнительные сюжетные линии достаточно просты и предсказуемы, но в большей или меньшей степени они целей достигают, вызывая сопереживание или приступы гордости.
Очень неплохо получились спортивные эпизоды — зрелищно, эффектно.
Отдельно стоит отметить «трансляцию» финальной игры, показанную с разных точек зрения. Несмотря на известный исход этого матча, напряженность и накал сохраняются вплоть до финального свистка. Точнее, до трех финальных свистков.
Некоторые вопросы вызывает, конечно, достоверность самого баскетбола, но это художественное произведение, а, значит, преувеличения и украшательства имеют право на жизнь.
Если говорить о минусах картины, то, в частности, можно отметить некоторую поверхностность и шаблонность отражения эпохи.
Например, если показываем СССР — значит, должны быть автоматы с газводой, которые к тому же плохо работают, и т. д. Не слишком интересной и нужной показалась линия, связанная со спортивными функционерами.
Не обошлось и без пафосно-патриотических речей.
Что касается актерских работ, то, в целом, все хорошо.
Машков, Смоляков, Гармаш — актеры, от которых трудно ожидать плохой игры, и они в очередной раз подтвердили свое мастерство и репутацию.
Выбивается из этого ряда Башаров, который явно был не в своей тарелке и заметно переигрывал.
Отдельных комплиментов заслуживают «баскетболисты» — актеры, в основном, незнакомые, но весьма достоверные и убедительные.
На этом, пожалуй, все.
Кино не может похвастаться особо интригующим сюжетом, психологической глубиной или обилием точных, интересных деталей, но со своей задачей, в целом, справляется — дает возможность погордиться за наших.
6,5 баллов.
P. S. Новых нам спортивных побед и с Новым годом! Россия — вперед!
Год: 2017
Страна: Россия
Режиссер: Антон Мегердичев
В ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев и др.