Я сейчас ощущаю себя диктором на железнодорожном вокзале, который объявляет об отправлении со второй платформы поезда «Екатеринбург-Саратов», хотя поезд этот ушел уже несколько часов назад, все, кто хотел, на этом поезде давно уехали, и диктор об этом прекрасно знает…
Собственно, это я к тому, что премьера «Черного лебедя» в России получилась какой-то размытой и достаточно условной. В некоторых кинотеатрах фильм стартовал еще неделю назад, и все, для кого фамилия Аронофски — не пустой звук, давно успели его посмотреть.
И я даже не говорю о том, что мировая премьера состоялась 1 сентября 2010 года, картина удостоилась различных номинаций на престижных киноконкурсах, а Натали Портман получила «Золотой глобус» за «лучшую женскую роль».
Одним словом, говорить об этом фильме нечего, потому что давно уже всё сказано, но, с другой стороны, есть такая профессия — диктор на железнодорожном вокзале…
Итак, на этот раз Даррен Аронофски рассказывает нам историю не престарелого рестлера, а, наоборот — молодой балерины.
Казалось бы, о чем там рассказывать — кружатся, порхают, как мотыльки, легкие, грациозные, невесомые…
Но это внешняя сторона. А Аронофски показывают нам ужасающую изнанку — изнурительный труд, кровавые мозоли, интриги, соперничество, и, надо заметить, что с этой стороны балет выглядит ничуть не гуманнее рестлинга.
Впрочем, кино не про балет. Балет — лишь форма. На месте балерин могли бы быть скульпторы, живописцы или даже токари на металлообрабатывающем предприятии.
Токари, кстати, идеально вписываются в сюжет: суровый, но справедливый начальник цеха Михалыч доверяет молодому талантливому токарю Ване выточить Главный Шпиндель. «Но помни, Ваня, — говорит Михалыч, — шпиндель с наскока не возьмешь. Парень ты, конечно, способный, но этого мало. Чтобы выточить по-настоящему хороший шпиндель, ты должен внутренне высвободиться, отпустить себя. Убей себя внутри себя, Ваня! И вот еще что… Вечером, домой придешь, ты это… ну… поласкай себя. Тоже должно помочь».
И вот, с одной стороны, у нас Главный Шпиндель — предел Ваниных мечтаний, а, с другой стороны, «убивать себя внутри себя» — тоже дело непростое и даже противоестественное.
К тому же Ваню отец-тиран (тоже бывший токарь) в строгости воспитывал…
Одним словом, налицо психологическая драма о целях и средствах их достижения, болезненном преодолении себя и о цене успеха.
Драма, надо сказать, весьма жизненная по сути, но при этом изящно насыщенная метафорами, иносказательностями, с достаточно условными границами реальности.
Затронула ли данная драма какие-то струны моей подгрубевшей души?
Безусловно, затронула, не могла не затронуть, но до оснований не потрясла и сознание не перевернула.
Возможно, причиной тому — балет. Я ничего не понимаю в этом виде искусства. Ну, то есть, мне проще найти разницу между качественным и некачественным шпинделем, чем между хорошим фуэте и выдающимся.
Но это, разумеется, мои проблемы, а не проблемы картины.
Картина — отличная, практически, по всем составляющим.
Замечательные актерские работы.
И в первую очередь, конечно, стоить отметить Натали Портман. Очень мощная, достоверная, многогранная и сложная роль. Молодец, Натали Портман. Впрочем, «Золотые глобусы» «за так» не раздают.
Вполне убедителен и интересен был Венсан Кассель.
Очень точно попала в образ Барбара Херши.
На удивление гармонично и естественно выглядела Мила Кунис.
Одним словом, актерский ансамбль и, что важно, работа с этим ансамблем заслуживают самых высоких оценок.
Операторская работа напомнила недавнего «Рестлера» того же Аронофски — периодические съемки ручной камерой, манипуляции со светом/тенями, интересные крупные планы, внимание к мелким деталям — одним словом, хорошая, приятно-узнаваемая работа.
К слову (или не к слову), в фильме встречаются весьма неприятные натуралистичные сцены. Впрочем, назначение их понятно и объяснимо — такова она, неприглядная изнанка балета.
Звучит много музыки. А поскольку речь идет о постановке «Лебединого озера», то это музыка Чайковского или вариации на его темы авторства Клинта Мэнселла.
Вот, собственно, и все.
Качественная и самобытная психологическая производственная драма из жизни балерин.
Понравится не всем, но многим.
9 баллов.
смотрела еще пару месяцев назад, в кино обязательно пойду смотреть !
он в кино когда будет идти?
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов