Как-то раз, юный Александр Сергеевич съел несколько листов бумаги, на которых его наиталантливейшей рукой были написаны стихи. Пушкин тогда еще не знал себе цену и боялся насмешек своих друзей по лицею, среди них — Александр Горчаков, Иван Пущин, Константин Данзас, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. А еще как-то раз, вся эта честная компания напилась рому допьяна. А еще как-то раз тинэйджер Пушкин исписал стихами обнаженное тело своей первой любви.
Молодость А.С. Пушкина и его друзей была правильной: с алкоголем, женщинами, дерзостью, вольнодумием, дуэлями, верой в прекрасное будущее. Привычное и счастливое течение лицейской жизни нарушили страшные события: в парке начали находить молодых женщин, с перерезанным горлом.
Параллельно с этой бедой в элитное высшее учебное заведение пришла еще одна. При странных обстоятельствах умирает всеми любимый директор лицея Малиновский (Богдан Ступка), а на его место присылают человека не творческого, мягко говоря (Алексей Гуськов).
Под подозрение следователя попадают все без исключения: преподаватели, окрестные дворяне, дворня и сами лицеисты. Убийства продолжаются, а народ уже окрестил убийцу «Царскосельским душегубцем. Следствие заходит в тупик. Так бы и литься невинной девичьей крови, если бы Пушкину и Горчакову не указали на дверь их любовницы и не сделали лицеистам царский прощальный подарок…
Эстонский режиссер снял картину на основе реальных событий, происходивших в Царском селе в начале девятнадцатого века. Сценарист фильма Дмитрий Миропольский переработал горы литературы, подтверждающей существование «Царскосельского душегубца». Но чекатиловские мотивы в фильме, это не главное.
В интервью Российской Газете Наталия Горина, исполнительный продюсер фильма «1814», соавтор сценария, раскрыла замысел картины: «Фильм основан на реальных событиях. Тем, кто знает историю Царскосельского лицея, знаком рассказ о том, что один из дядек, бывших в услужении у Пушкина, Пущина, Горчакова во времена их учебы, оказался серийным убийцей. Он описан в разных источниках: у Натана Эйдельмана, Юрия Тынянова, Марины и Светланы Руденских. Ссылок на эту историю немало в воспоминаниях Пушкина, Пущина.
Но фильм не об убийце и убийствах. Он о молодых людях, проходивших обучение в закрытом элитном учебном заведении, о становлении личности, о том, как проявляется первая дружба, о первой любви и первых переживаниях. Историю с убийствами мы рассматриваем лишь как фон".
Красивый, молодецкий и слишком задорный для триллера получился у Андреса Пуустусмаа фильм. Прокатчики позиционируют «1814» именно, как картину о загадочных убийствах, но маниакальная линия создателями картины так далеко задвинута на задний план, что сцены с душегубством воспринимаются чужеродными на экране. О том, что в фильме кого-то убили, успеваешь забыть, пока наблюдаешь за веселыми похождениями
А. С. Пушкина и К. Трепетного страха, свойственного восприятию этого жанра, по ходу просмотра так и не возникает.
Благодаря операторской работе, Царское Село получилось местом райским, каким и является на самом деле. Съемки проходили в исторических помещениях музея «Лицей», Екатерининского дворца, в музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ опера», в Царскосельском парке.
Из актерских работ хочется отметить Алексея Гуськова. Исполненный им новый директор лицея получился персонажем даже более ярким, чем главные герои картины.
Итог: облегченный триллер для молодежной аудитории с блестящим актерским составом.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов