Довольно сложно подходить к творчеству братьев Коэнов, в частности, к фильму «Старикам тут не место», со стандартными оценками — хорошо, плохо, драма, вестерн, о чем, зачем?
Нестандартное кино снимают братья Коэны.
Попробуем зайти с формальной стороны — о чём?
80-е годы прошлого века. Техас. Глухомань. Рядом Мексика. Главный герой (пока главный и пока герой), пролетарий по фамилии Мосс, во время охоты в пустыне обнаруживает последствия мафиозных разборок — джипы, трупы, наркотики и чемоданчик с деньгами. Мосс жадно присваивает чемоданчик, и вскоре в погоню за ним отправляется маньяковатый убийца по имени Антон, а по фамилии Чигур, у которого есть основания считать деньги своими. Чуть позже к действию присоединяется престарелый шериф.
Казалось бы, довольно традиционный сюжет, вот только шериф какой-то не слишком активный, если не сказать пофигистичный, и очень-очень уставший.
А наш предварительный главный герой тоже не сильно выделяется в положительную сторону. Он старательно, даже мужественно убегает с деньгами, но с деньгами чужими, а это не очень красиво. А потом его случайно убивают случайные персонажи, и непонятно куда деваются деньги, и думаешь, а был ли герой?
А главный злодей, он, конечно, ужасен в своей безжалостности, зато у него есть принципы, которым он неукоснительно следует, у него есть своя философия, он не менее мужественен и настойчив, чем разжалованный из главных героев Мосс, к тому же борется злодей за собственные деньги. В общем, довольно противоречивая фигура.
И в завершение — открытый финал, совсем не добавляющий ясности. Деньги исчезли, героя нет, злодей, пусть израненный, но живой, уходит куда-то вдаль, а шериф отправляется на пенсию и рассказывает нам два сна о своем отце. Сны эти можно назвать полным бредом, а можно найти в них сто тысяч важнейших смыслов.
Как-то так.
И я совсем не уверен, что у меня получилось ответить на вопрос — о чём?
Смыслов в фильме можно найти много — конфликт между поколениями, а если хотите, между прошлым и настоящим (прошлое — хорошее, настоящее — плохое), пагубность власти денег, неотвратимость возмездия
Братья Коэны не навязывают своё мнение, не подчеркивают главенство какой-либо из идей и уж точно не дают ответов.
Плюс это или минус, я не знаю. Решайте сами.
Однако я точно знаю, что других очевидных минусов у фильма нет.
Отличные актерские работы.
Весьма убедительный Джош Бролин в роли похитителя денег; привычный на месте шерифа, но неизменно вызывающий уважение, Томми Ли Джонс; обаятельнейший Вуди Харрельсон, которого, к сожалению, было очень мало; ну, и конечно, Хавьер Бардем, создавший в этом фильме самый яркий образ. Маньяк-убийца получился у него на загляденье — жуткий, самобытный, запоминающийся. Наверняка, он еще не раз вернется к нам в страшных снах.
Спасибо актерам. Молодцы.
Не меньший молодец и оператор. Яркие, сочные кадры, неожиданные ракурсы, внимание к деталям. Происходящее выглядит реалистичным и правдивым. Довольно много крови и прочей натуралистичности, но давайте не забывать, что это Техас, 80-е годы, глухомань. Иначе там и быть не могло.
Оператор, несомненно, мастер своего дела.
Добрых слов заслуживают диалоги. Герои не слишком разговорчивы, но к беседам их стоит прислушаться. Фразы насыщены черным юморком, а порой и глубоким смыслом.
А еще в фильме совсем нет музыки. Но и это нельзя назвать недостатком. При известной доле мастерства необходимой напряженности действия можно добиться и без тревожного музыкального сопровождения. Братья Коэны убедительно нам это демонстрируют.
По общему впечатлению, «Старикам тут не место» — очень качественное и весьма нестандартное кино, заставляющее думать и вполне заслуженно собравшее ряд престижных наград и премий.
На данном этапе я оцениваю его в 9 баллов, но не исключаю, что после двух-трех дополнительных просмотров оценка может заметно вырасти.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов