Слуга государев

Сражение 200 на 200 человек не вполне отражает масштабы Полтавской битвы.
Слуга государев

Очень непросто снять достойный исторический фильм. Такой, чтобы красиво было, масштабно, познавательно и достоверно, чтобы с интересным сюжетом и мощным патриотическим посылом, чтобы выйти из кинотеатра и еще хотя бы пару дней гордиться своей страной.

И вот «Слуга государев». Название хорошее. Невольно начинаешь о гражданском долге задумываться от такого названия. Бюджет (10 миллионов $) по российским меркам тоже очень неплохой. Анонсы многообещающие. А в результате…

В результате мало того, что приступа патриотизма у меня не случилось, так еще и осталось серьезное недоумение — что же всё-таки хотели сказать авторы фильма? Какую основную мысль пытались донести они до зрителей?

Я, честно говоря, в многообразии идей и жанров слегка потерялся.

Война, сражения, кровь, жестокость; трудноразличимые мужчины и одинаково красивые женщины, плетущие дворцовые интриги; детективная линия, так лихо начатая загадочным Черным Всадником (очередным назгулом российского кинематографа) и так бездарно и безжалостно закончившаяся; случайная, но настоящая (до гробовой доски!) мужская дружба-взаимовыручка; какая-то поверхностно нарисованная любовь (завязка — постельная сцена — счастливо-романтический финал); долг, честь, геройство, самопожертвование и неразбериха с главными героями.

Похоже, обо всём сразу хотел нам рассказать режиссер в одном фильме, и в результате, как это обычно бывает, получилось ни о чем.

Еще больше усугубляют ситуацию диалоги.

«Ох, всё так запутано в этой жизни!» — сокрушается фаворитка Людовика, она же любимая одного из главных героев. «Делайте то, что подскажет вам сердце» — советует ей какой-то придворный. И она идет делать.

Карл XII на поле сражения командует: «Обходите их слева!» Но Петр I начеку, он смотрит в подзорную трубу. «Стало быть, нас слева обходят» — наблюдательно замечает Петр и совершает ответный маневр.

Я не знаю, может, в XVII веке действительно говорили фразами «Ах, травушка моя!» (реплика одного из героев), все женщины, включая крестьянок и маркитанток, были одинаково красивыми и ухоженными, кариес еще не изобрели, а блендамед отбеливал зубы, куда лучше нынешнего.

Оставим историческую достоверность на совести режиссера. Отметим лишь, что достоверностью иной раз можно жертвовать во имя художественности, однако её разумный минимум всё же должен присутствовать.

Переходим к плюсам картины. Не смотря на агрессивно-негативную первую часть моего отзыва, плюсы есть, их много, и они достаточно большие.

В общем и целом, очень достойно выглядит актерский ансамбль. Французы похожи на французов, а поляки на поляков. Я даже немного удивился, не увидев в титрах иностранных фамилий.

Если же говорить о главных героях, то в первую очередь стоит выделить Александра Бухарова. Пожалуй, самый интересный образ — обаятельный, яркий, нахальный, пусть слегка похожий на какого-нибудь лубочного солдатика из русской сказки, но запоминающийся.

Главный французский герой по роли почти весь фильм ничего не понимал, поэтому ему оставались только суровые и мужественные взгляды.

Поклонников (поклонниц) Чадова должен огорчить. Роль у него очень второстепенная и даже немая. По большому счету в фильме вместо самого Чадова можно было снять его портрет.

Петр I возмутил своей однояйцовой похожестью на Киркорова. Понятно, что Петр был тираном, и за это его надо было как-то осудить, однако оскорблять императора всё же не стоило.

Очень неплохая операторская работа. Ярко, зрелищно, интересные крупные планы, красивые пейзажные съемки.

Неплохо поработали костюмеры, гримеры. Декораторы похуже.

Отличное музыкальное сопровождение.

Хорошо выполнены батальные и постельные сцены. Не уверен, что это работа одного постановщика, но работа вполне достойная.

Однако должен заметить, что батальным сценам (в отличие от постельных) не хватало массовости. Сражение 200 на 200 человек не вполне отражает масштабы Полтавской битвы.

Но это уже мелкие придирки.

В целом же, можно констатировать, что зрелищная сторона «Слуги государева» сделана на достаточно высоком уровне. И совсем было бы не стыдно за такой продукт отечественного кинематографа, если бы не смысловая составляющая…

Без неё высоких оценок фильму я поставить не могу.

6 баллов.

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях