С легкостью могу назвать фильм «Дитя человеческое» исключительным событием в современном кинематографе. На то у меня, как минимум, два серьезных основания. Основание первое — жанр. Фильмы-антиутопии можно пересчитать по пальцам. Основание второе — это качество фильма.
Качество подразумевает некий набор составляющих, но о них чуть позже.
А сначала хотел бы предупредить, что фильм далеко не развлекательный, и любителям фантастики, катастроф, боевиков, скорее всего, не стоит тратить на «Дитя человеческое» своё драгоценное время, хотя элементы всех вышеперечисленных жанров в этом фильме присутствуют.
Итак, 2027 год. Человечество под угрозой исчезновения, причиной которого является массовое бесплодие. Самому младшему жителю Земли 18 лет. Глобальные беспорядки, хаос, анархия. И в этом антураже главному герою — клерку Тео, ни питающему особых иллюзий относительно будущего собственного и человечества, судьба подбрасывает беременную женщину. По всей видимости, единственную беременную женщину на планете…
Абсолютный минимум фантастических декораций, никаких гиперболоидов, голограмм и прочих гравицап. Серое небо, серые люди, грязные улицы, полуживые автомобили, ни единой яркой краски. Фильм мрачный и очень реалистичный. Реалистичный во всём. Начиная с персонажей и заканчивая окружающей обстановкой.
Тео (Клайв Оуэн) — обычный человек, совсем не герой, и не изображает из себя героя, просто делает максимум того, что может и как может, в сложившейся ситуации. Получается у него далеко не всё, и в некоторые моменты он выглядит как сама безнадежность.
Главная героиня — чернокожая девчонка с улицы по имени Ки, грубая, необразованная, она даже не знает, кто отец ребенка, да и вообще, практически, до самого конца не осознает, насколько великой ценностью является для всего человечества.
Интересный и правдивый образ старого хиппи-рок-н-рольщика создал Майкл Кейн.
Не совсем обоснованным показалось мне участие в фильме Джулианы Мур. Очень уж скоропостижно закончилась её роль. Лучше бы на её месте была не столь известная актриса, уход был бы не так заметен.
К прочим второстепенным персонажам нареканий нет.
Очень достоверно выглядят события вокруг героев. Сцена перестрелки между беженцами и правительственными войсками — просто шедевр режиссерского и операторского искусства. Чего стоят капли крови на операторском объективе! Эффект погружения в происходящее — полный. Вплоть до желания поглубже вжаться в кресло и пригнуться.
Реализма картине добавляет и актуальная социальная проблематика — открыто декларируемый шовинизм властей, концлагеря для беженцев, борьба мигрантов за свои права (вспомните недавние события в Париже). Колонна вооруженных автоматами демонстрантов, скандирующих «Аллах, акбар!», в Великобритании 2027 года — вполне заурядное явление.
Режиссер рисует нам будущее, которое легко, даже слишком легко представить в настоящем.
Не смотря на весь реализм, картина насыщена значимыми, неожиданными и интересными символами и образами: процветающий Ковчег Искусств в противовес ничего не значащей человеческой жизни; интернационализм коллектива, участвующего в спасении ребенка; хрупкая лодка в неспокойном море, в ней такая же хрупкая надежда человечества — чернокожая Мадонна с младенцем; корабль-спасение с названием «Tomorrow» («Завтра»). Перечислять можно долго, но пора подводить итоги.
Повторюсь: «Дитя человеческое» — не развлекательное кино. Это мрачный, жесткий, напряженный фильм, заставляющий задуматься. Фильм без хеппи-энда, но оставляющий надежду.
Не хочу утверждать, что это шедевр на все времена, но еще меньше мне хочется заниматься выискиванием мелких огрехов в этой отличной картине.
У меня нет никакого лимита по количеству выставленных максимальных оценок, поэтому я еще раз назову «Дитя человеческое» незаурядным событием и поставлю 10 баллов.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов