С 21 марта 2025 года в Культурно-просветительском центре «Эрмитаж‒Урал» открывается выставка «Золотой век искусства Фландрии. Кабинеты редкостей эпохи Питера Пауля Рубенса».
Масштабный выставочный проект знакомит с жизнью Антверпена XVII столетия и рассказывает об интеллектуальной и гуманистической среде, сложившейся в этом крупном художественном центре Европы в первой половине XVII века.
В составе экспозиции 100 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа ‒ живопись, графика, скульптура, глиптика, образцы шпалерного ткачества, тисненые кожи, художественное серебро, резная кость, ‒ представляющие необычайный расцвет фламандской художественной культуры.
Антверпен являлся главным центром искусства Фландрии XVII столетия. Здесь жил Питер Пауль Рубенс – художник, чье имя стало синонимом фламандского искусства, влияние Рубенса распространялось на все его виды, а также на различные области художественного ремесла, во многом определив дальнейшие пути его развития. С Рубенсом и его мастерской в Антверпене были связаны все крупные живописцы «золотого века».
Живопись фламандских художников XVII столетия представлена на выставке во всём многообразии жанров: пейзажи, портреты, исторические и бытовые картины, а также натюрморты и анималистические сцены. Многие из работ имеют символическое и аллегорическое прочтения и приобретались владельцами для показа гостям и рассуждения не только о великолепии живописи, но и о сюжетах, и их интерпретации.
На выставке показаны произведения кисти Питера Пауля Рубенса (1577‒1640), Антониса ван Дейка (1599‒1641), Франса Снейдерса (1579–1657), Якоба Йорданса (1593‒1678), Давида Тенирса Младшего (1610‒1690), Франса Франкена II (1581‒1642) и других художников.
Обращают на себя внимание шедевры зрелого мастерства Питера Пауля Рубенса ‒ «Эскизы декоративного убранства Антверпена по случаю прибытия нового наместника 17 апреля 1635 года» ‒ проекты «Арки Геракла» и «Арки Фердинанда», ставшие основой для праздничного убранства Антверпена к въезду нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1609‒1641). В них нашла отражение еще одна грань личности великого фламандца – его изобретательность как архитектора-декоратора.
В залах можно увидеть картины кисти выдающегося мастера портретной живописи, сподвижника Рубенса ‒ Антониса ван Дейка. Это живой и трогательный «Семейный портрет» ‒ один из шедевров раннего творчества ван Дейка; «Портрет Николаса Рококса», мецената, бургомистра Антверпена, исполненный ван Дейком в 1621 году; и «Портрет Эверхарда Ябаха», известного банкира и коллекционера родом из Кёльна, относящийся к последнему – английскому периоду творчества художника.
В составе экспозиции работа одного из крупнейших мастеров фламандского барокко XVII века, возглавившего после смерти великого Рубенса фламандскую школу живописи ‒Якоба Йорданса, ‒ «Портрет старика», одна из многочисленных заказных работ художника, которые он исполнял на протяжении 1630-х–1640-х годов. В подобных произведениях Йорданс использовал весь репертуар средств парадного репрезентативного портрета, получившего блестящую разработку во фламандской живописи в творчестве Рубенса и ван Дейка.
На выставке экспонируются произведения другого прославленного современника Рубенса, одного из ключевых фламандских мастеров анималистического жанра и натюрморта первой половины XVII века ‒ Франса Снейдерса: «Фрукты в чаше на красной скатерти», Фрукты в чаше и разрезанная дыня», «Бой петуха с индюком».
Разнообразны сюжеты произведений, исполненные антверпенским живописцем, одним из самых значительных жанристов фламандской живописи XVII века, ‒ Давидом Тенирсем Младшим: «Вид в окрестностях Брюсселя» «Деревенский праздник», «Групповой портрет членов стрелковой гильдии “Oude Voetboog” (“Старый Арбалет”) в Антверпене» и другие.
Отдельная часть экспозиции посвящена графике. Это камерное искусство играло важную роль и в творчестве Питера Пауля Рубенса, и в искусстве мастеров близких ему по духу. Известно, что художник коллекционировал рисунки своих старших коллег, которые использовал в работе. На выставке демонстрируются собственноручные рисунки Рубенса ‒ «Голова Брута», «Грешники на Страшном суде»; рисунки, исполненные его мастерской, а также гравюры с них, помогающие зрителю лучше понять «творческую кухню» художника эпохи барокко.
Важнейшим акцентом является история коллекционирования. Расцвет художественной культуры в Антверпене XVII столетия связан с огромным интересом фламандцев к искусству, а также всевозможным редкостям, как природным, так и рукотворным. Эпоха барокко – это время распространения кунсткамер, кабинетов редкостей, в которых коллекционер мог продемонстрировать свои богатства.
Обширные художественные собрания были у многих влиятельных и обеспеченных жителей Антверпена. Они демонстрировали высокий статус владельца, его финансовое благополучие. Грандиозная коллекция была и у самого Питера Пауля Рубенса. Он собирал живопись, графику, скульптуру, изделия из металла, античные монеты, и особенно глиптику ‒ резные камни. По своему составу коллекция античных и постклассических гемм знаменитого художника была сопоставима с королевскими собраниями. На выставке можно увидеть некоторые из резных камней из обширного собрания Рубенса, которые некогда принадлежали художнику, среди них камея «Иосиф и его братья» (Южная Италия. Около 1240, оправа ‒ XVIII век).
Другим известным коллекционером был близкий друг Рубенса, влиятельный государственный деятель, Николас Рококс (1560‒1640). Коллекция Рококса включала старонидерландские картины XV‒XVI века, алтарные резные деревянные скульптуры, произведения его современников.
Выбор произведений искусства коллекционерами XVII века был обусловлен не только личным вкусом или гуманистическими идеями эпохи, но и желанием продемонстрировать свой статус и финансовое благополучие. В составе экспозиции редкие произведения декоративно-прикладного искусства, которые привлекали внимание коллекционеров XVII столетия. Среди них произведения цветного стекла, работы златокузнецов, изящные кубки из раковины или скорлупы кокоса.
Неотъемлемой частью экспозиции являются традиционные для Фландрии виды декоративного искусства¸ определившие ее международную славу, ‒ великолепные шпалеры, изысканные затканные золотом настенные ковры, и легкое и почти невесомое кружево, бывшее важной деталью костюма, что хорошо заметно на портретах того времени.
Авторы концепции и кураторы выставки: Татьяна Никодимовна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства, кандидат искусствоведения; Владислав Олегович Статкевич, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства; хранитель коллекции фламандской живописи XVII века.
Выставка «Золотой век искусства Фландрии. Кабинеты редкостей эпохи Питера Пауля Рубенса» (0+) будет представлена с 21 марта по 21 сентября 2025 года в Центре «Эрмитаж-Урал» по адресу ул. Вайнера, 11.
Часы работы выставки: вт.– вс. – с 11:00 до 20:00; пн. – выходной.
Стоимость билетов: 400 руб. – полный билет, 200 руб. – льготный билет (пенсионеры, школьники).
Фото: Питер Пауль Рубенс, школа «Младенцы Христос и Иоанн в пейзаже» Первая половина XVII в.