С 12 декабря в Уральском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина работает проект «Призрачный статус» художницы Олеси Фрич и куратора Арины Воробьёвой. Олеся Фрич рассуждает о связи идентичности человека с окружающей его исторической архитектурой. Утрата последней приводит к обезличиванию городской среды, а разрушенные здания в восприятии горожан превращаются в призраков. Они существуют только в символической форме художественного высказывания, в памяти, рассказах и хрониках.
В проекте «Призрачный статус» Олеся Фрич исследует, как архитектурно-историческое наследие Екатеринбурга влияет на идентичность человека. На то, как мы ее теряем, ищем и обретаем. В восприятии художницы город превращается в инструмент сохранения и упорядочения времени: каждый период проявлен в своей архитектуре и определенным образом встроен в пространство. Художница предостерегает: когда архитектурное наследие исключают из актуальной урбанистической жизни и маркируют как подлежащую сносу «архаику», пространство теряет свою культурную идентичность и превращается в безликую «ничейную» территорию. Такие места выталкивают собственное прошлое за свои границы. По закону сохранения массы это прошлое не может исчезнуть бесследно, из одной формы бытия оно переходит в другую: так некогда материальные архитектурные объекты превращаются в «призраков». Они живут в исторических документах, воспоминаниях, фотографиях и работах художников. Олеся Фрич запечатлевает архитектурных «призраков» в инсталляции и графических произведениях: дом Ярутина, больницу в Зеленой Роще, аэропорт Уктус, кинотеатр «Темп», телебашню. Выбранный художницей эффект негатива — белое изображение на черном фоне — подчеркивает действительно призрачный статус этих объектов.
Проект впервые показали на групповой выставке «Измерения» в московской Elohovsky gallery в 2024 году. Подготовленная для Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина экспозиция будет дополнена графическими листами. В период поиска нового дома и предстоящего переезда сотрудники музея тоже рефлексируют отчасти призрачный статус своего здания и представляют зрителям проект, символизирующий переход из одного жизненного этапа институции в другой.
«Следуя логике выставочного сезона 2024 года, мы снова обратимся к инсталляции как жанру, демонстрирующему пространственный образ — тот, внутри которого разворачивается рефлексия художницы, команды музея, наших зрителей. Впервые для этого проекта в одном месте представят не только инсталляцию, но и графическую серию работ, саунд-дизайн и небольшой печатный тираж. Хочется скромно и со вкусом завершить этот выставочный год в здании на Добролюбова, 19А», — рассказывает куратор проекта «Призрачный статус», руководитель отдела художественных проектов и программ Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина Арина Воробьёва.
Куратор: Арина Воробьёва
Художник: Олеся Фрич
Олеся Фрич — мультидисциплинарный художник. Участник шорт-листа Программы арт-резиденции Третьяковки в Самаре «Художник+» (2024–2025), номинант на премию «Художник года» SCAN AWARDS (2024). Живет и работает в Екатеринбурге.
12 декабря 2024 — 20 февраля 2025
Вход по билету: полная стоимость — 200 рублей, льготная стоимость — 100 рублей