В старый приборостроительный завод, расположенный по адресу Горького, 17 вдохнули новую жизнь. Вместо рабочих станков, налаженного производства и трудящихся там теперь огромное арт-пространство. На территории завода сейчас развернулась 4-я Уральская индустриальная биеннале (выставка современного искусства).
Четвертая биеннале носит название «Новая грамотность». Прошлые её версии были посвящены переходу от индустриального общества к информационному. «Новая грамотность» же затрагивает тему недалекого будущего и изменения всех сфер жизни общества.
Сама биеннале состоит из нескольких частей — это основной проект, куратором которого является португалец Жоан Риббос, итоговая выставка программы «Арт-резиденция» под покровительством Жени Чайки. Также существует программа специальных проектов, связанных с индустриальной тематикой. Одним из этих проектов является работа Тимофия Ради «Кто мы, откуда, куда мы идем». Кроме того, структура биеннале включает в себя перфоманс-проекты, параллельную программу, университет биеннале, интеллектуальную платформу и образовательную программу.
Четвертую индустриальную биеннале открывает работа братьев Люмьер «Выход рабочих с фабрики». Этот исторически первый фильм встречает гостей не случайно: биеннале располагается на бывшем заводе, гости выставки в него заходят, а рабочие из немого кинофильма его покидают. Таким образом, рождается некий символизм действий. Что-то наподобие «вечного двигателя».
Прямо напротив люмьеровского фильма расположена работа Алексея Каллима «Спартаковская площадь». Здесь автор фантазирует на тему возможного будущего реально существующей московской площади, добавляя ей красок и яркости.
Проект арт-группы ЖКП необычен тем, что художники воссоздали здесь копию своего гаража, который находится в Нижнем Тагиле. Именно в этом небольшом, но творческом пространстве и рождались их художественные идеи. Интересно, что аббревиатура ЖКП не имеет точной расшифровки, она каждый раз находит новое значение. Из последней версии, ЖКП означает «Жизнь Как Перфоманс».
«Доска почета» — работа художника Павла Отдельнова. На стене представлены фотографии, сделанные в 30-х годах прошлого века рабочими производственных газет. Художник с точностью отразил на доске фотокарточки из газет того времени. Можно заметить, что есть фотографии и без лиц. Выглядят жутковато, но именно так фотографии этих люди были напечатаны в газете.
С «Доски почета» на нас смотрят рабочие завода Дзержинска, который позднее был закрыт, а всех рабочих с него распустили. К слову, среди этих изображений присутствует и фотография бабушки художника.
Также Павел Отдельнов выставил на биеннале свои картины, выполненные красками. «Слава труду и науке» изображает тот же Дзержинский завод, работников которого мы увидели на «Доске почета». Здесь важно то, как художник демонстрирует процесс захватывания природой оставленного людьми пространства. Мы видим, как на крыше уже не действующего завода проросли березы, ржавчина прокрыла железные трубы, а площадка у завода заросла так, что подобраться к нему теперь не так-то просто.
Художница Александра Паперно родилась в Москве, но в 13 лет вместе с родителями переехала в США, где получила образование в Академии современного искусства. На четвертой Уральской биеннале Александра представляет интереснейшую работу под названием «Об устройстве сна шестой пятилетки».
Проект Паперно имеет прямую историческую отсылку: в 1955 году была принята шестая пятилетка, в рамках которой разрабатывались проекты, позволяющие удешевить жилье. Рациональный план регулировал площади квартир с точностью до сантиметра. Высчитывалось, сколько свободного пространства понадобится человеку, чтобы он мог развязать шнурки, раздеться или умыться.
Сейчас современным людям такой подход к проектированию жилья может показаться странным и немного диковатым. Поэтому Александра создает проект хрущевской квартиры, изображая на стенах расчеты архитекторов того времени и показывая, что жить «по сантиметрам» вполне реально.
Арт-проект «Испарение конституции Российской Федерации» от творческого объединения «Куда бегут собаки» располагается в части с отметкой «18+».
Здесь посетитель наблюдает за тем, как на большом экране стирается текст российской Конституции. Через сложную инженерную конструкцию исчезнувшие буквы преобразуются в воду, а затем капли падают на утюги, отстукивая на азбуке Морзе текст Конституции.
Цель данного процесса — передать информацию через пар. А вот какова основная идея — каждый должен понять для себя сам. Это может быть расценено как буквальное испарение, обесценивание текста Конституции. А может быть понято иначе: вместе с паром, исходящем от утюга, мы буквально вдыхаем и впитываем в себя слова главного документа Российской Федерации.
Крайне интересная и занимательная работа Четвертой уральской биеннале — «Универсальные желания» Людмилы Калиниченко. Художница собрала «карты желаний», которые люди выкладывают в интернет в качестве визуализации и создала комнату с универсальными желаниями. По всему периметру маленькой комнаты отражены самые «популярные» мечты людей: здесь и богатство, и красота, и сексуальные желания, и желание самореализации.
Посреди комнаты художница установила пирамиду (отсылка к пирамиде потребностей Маслоу). Таким образом, базовые потребности и желания человека расположены внизу, чем выше становится пирамида, тем возвышеннее становятся человеческие желания, отраженные на стенах комнаты.
Федор Телков, представивший свой проект «Простые признания», является не только художником, но и преподавателем в ВУЗе. Собственно, его работа как раз связана с университетом. Федор в одной из комнат бывшего завода воссоздал обычную университетскую аудиторию. Но главный смысл его идеи кроется не в обстановке, в которой оказываются посетители выставки, а в реальных рисунках студентов, оставленных на партах.
Как рассказывал сам художник, на этих партах отражено «бессознательное» молодых людей. То, с чем они сталкиваются, обдумывают, переживают, перерабатывают в своей голове и после передают это через рисунки.
Арт-резиденция, куратором которой является Женя Чайка — результат проекта, который она разбила на полгода. Вообще, арт-резиденция — это место, куда привозят художника из другой страны, он в ней начинает жить и воспроизводить ту реальность, в которую попал через свои работы. В данном проекте художников привозили на завод, где они общались с рабочими, наблюдали за производственными процессами и позже отражали увиденное в своих работах.
В итоговой арт-резиденции представлена работа швейцарского художника Руди Десельера. Особенность его художественных проектов заключается в том, что он исследует звуки через инсталяции. На биеннале он представляет необычную работу, позволяющую «услышать голос меди».
Ханналеена Хейска — художница из Финляндии. Её работа, выставленная в арт-резиденции, была придумана и сделана под влиянием сказок уральского писателя П. Бажова. Материалы, с которыми Ханналеена работала — уголь и фарфор.
Нина Бисярина сотворила настоящее болото с плавучим островом в пространстве арт-резиденции. На дальней стене проецируется мультфильм, который погружает нас в то место, которое воссоздает Нина. Арт-объект сопровождается звуками и запахами, что создает у посетителей чувство, будто они действительно находятся в настоящем болоте.
Это лишь малая часть того, что можно увидеть на бывшем приборостроительном заводе. Биеннале «захватит» вас на несколько часов. Но это время, несомненно, будет крайне интересным и познавательным!
Стоимость полного билета на единоразовое посещение в течение 1 дня — 400 рублей. Стоимость льготного билета на посещение в течение 1 дня (студенты, пенсионеры) — 200 рублей. Стоимость абонемента на безлимитное посещение Площадки Приборостроительного завода — 2 000 рублей.
Выставка работает до 12 ноября 2017 года.
За предоставленную информацию благодарим экскурсовода Четвертой уральской индустриальной биеннале Асю Максимеченко.
Фото: Елена Елисеева, Алена Скользина.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов