90-е годы XX-го столетия в России принято сейчас упоминать исключительно с приставкой «лихие». Возможно, с подачи президента Путина, а возможно и благодаря таким знаковым кинокартинам, как «Бригада», «Бумер» и «Брат». Однако период этот намного шире, чем бандитские разборки, стрельба и бесконечный передел вещевых рынков — это было время, когда, пытаясь забыть обо всем, что было раньше, строилась совершенно новая страна.
Примерно эту идею и пытается донести коллеги из издательства «Коммерсант-Урал», которые и организовали выставку «Девяностые». Непредвзятость здесь кроется уже в самом названии: не «лихие», не «ураганные» и не «бандитские», а просто «Девяностые» — такие, какими они запомнились всем, кто собрался на открытии в четверг 16 октября.
Вся экспозиция располагается на третьем этаже Галереи современного искусства на Красноармейской, и представленные работы — это распечатки целых полос региональной вкладки газеты «Коммерсант», которая в свою очередь является символом становления новой прессы 90-х годов.
«Девяностые» была приурочена к выходу одноименного альбома издательства «Коммерсант-Урал», в котором собраны архивные материалы о наиболее знаковых и громких событиях в период 1992—2001 годов. Это увесистое широкоформатное 250-страничное издание, которое позволяет с головой окунуться в атмосферу и времена Урала тех времен. Здесь и политические баталии с, казалось, вечным конфликтом Чернецкого и Росселя, и культурная жизнь, и бандитские войны с легендарным противостоянием «уралмашевских» и «центровых», и даже простая и немного наивная реклама тех времен.
Собственно, часть этих газетных полос и представлена на выставке. Хотя экспозиция и занимает весь третий этаж галереи, большая часть — это фотографии современные: Олимпиада в Сочи, Евромайдан, освобождение Ходорковского и «Болотное» дело. «Девяностым» отведен лишь небольшой уголок, в котором размещены несколько статей того времени и познакомиться с ними можно минут за 15 — этакая промо-версия выпущенного альбома.
На представленных полосах — лица, которые уже начали забываться. Аркадий Чернейкий и Эдуард Россель, Антон Баков, Александр Хабаров, Павел Федулеев — в основном это политика и криминал, которые в 90-е довольно часто пересекались.
Конечно, не хватает культурной жизни, в конце концов, именно в 90-е на полную громкость заиграл уральский рок (привет «Сфинксу»), уже работал «Коляда-Театр», открывались первые ночные клубы, проводились городские праздники и самые первые конкурсы красоты, но масштабы выставки не позволили осветить все это.
Так что, с одной стороны, организаторы выставки настаивают, что 90-е — это не только политические и уголовные дрязги, но, с другой стороны, на самой выставке ничего другого не представлено. Однако, эту претензию можно списать на небольшую экспозицию.
Выставка «Девяностые» будет работать в Галерее современного искусства до 26 октября.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов