Катарина, или Дочь разбойника
12+

0.0
0.0
Драма, музыка
Россия
2024
157 мин.
Режиссер:
Евгения Стрелецкая
В ролях:
Елена Свинко, Георгий Болсуновский, Юрий Кудрявцев, Анастасия Осокина, Кирилл Литвиненко, Денис Казарин, Даниил Костылев
Ум­ная и уме­лая сти­лиза­ция ут­ра­чен­но­го спек­такля Жю­ля Пер­ро и Це­заря Пу­ни Крас­но­яр­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­лета на сце­не Боль­шо­го те­ат­ра.
«Ка­тари­на, или Дочь раз­бой­ни­ка» — от­важный прос­ве­титель­ский про­ект Крас­но­яр­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­лета, впер­вые в Рос­сии предъ­яв­ля­юще­го пуб­ли­ке за­бытый бо­лее чем на сто лет ба­лет из нас­ле­дия вы­да­юще­гося хо­ре­ог­ра­фа, либ­реттис­та, ав­то­ра зна­мени­той «Жи­зели» Жю­ля Пер­ро.

Ос­но­вой для сю­жета пос­лу­жили ре­аль­ные со­бытия из жиз­ни италь­ян­ско­го ху­дож­ни­ка-бун­та­ря Саль­ва­тора Ро­зы — его встре­ча и лю­бовь с ата­ман­шей раз­бой­ни­ков Ка­тари­ной. В ба­лете по­лучи­лась ис­то­рия тем­пе­рамен­тная, страс­тная, в ду­хе луч­ших прик­лю­чен­ческих ро­манов — эпо­ха поз­дне­го ро­ман­тизма не мог­ла не до­бавить и фле­ра дра­мы, и фле­ра ко­медии.

Крас­но­яр­ский те­атр опе­ры и ба­лета вер­нул к жиз­ни этот оча­рова­тель­ный, не­зас­лу­жен­но за­бытый спек­такль, от­дав дол­жное не толь­ко вир­ту­оз­ным тан­цам, но и раз­ным сю­жет­ным ре­дак­ци­ям: ба­лет тан­цу­ют, вне­зап­но, с нес­коль­ки­ми фи­нала­ми, на лю­бой вкус.

Ис­то­рия ба­лета «Ка­тари­на, или Дочь раз­бой­ни­ка» на­чалась 3 мая 1846 го­да в Ко­ролев­ском те­ат­ре Лон­до­на, про­дол­жи­лась в 1848 го­ду в ми­лан­ском La Scala, где пар­тию Ка­тари­ны тан­це­вала Кар­лотта Гри­зи — вы­да­юща­яся тан­цовщи­ца и му­за Жю­ля Пер­ро. Вско­ре «Ка­тари­ну» уви­дели и в Рос­сии.

Пос­та­нов­кой 1849 го­да на сце­не Боль­шо­го те­ат­ра Пе­тер­бурга (та­ким бы­ло пер­вое наз­ва­ние Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра) за­нимал­ся сам ав­тор, вско­ре приг­ла­шен­ный на дол­жность глав­но­го хо­ре­ог­ра­фа. Го­дом поз­же спек­такль пе­ренес­ли на сце­ну Боль­шо­го те­ат­ра Мос­квы.

Тан­цы для оче­ред­ных вер­сий в Ма­ри­ин­ке ста­вили Ма­ри­ус Пе­типа (1870 го­да) и Эн­ри­ко Че­кет­ти (1888 год и 1894 год), в Боль­шом — Хо­се Мен­дес (1895 год). В пос­то­ян­ных об­ра­щени­ях к это­му ба­лету нет ни­чего уди­витель­но­го. Ведь в сво­ем либ­ретто Жюль Пер­ро ис­поль­зо­вал од­но­го из ге­ро­ев по­пуляр­ной но­вел­лы Э.-Т.-А.Гоф­ма­на «Синь­ор Фор­ми­ка» — ре­аль­но­го италь­ян­ско­го ху­дож­ни­ка XVII ве­ка Саль­ва­тора Ро­зу. В но­вел­ле ху­дож­ник ха­рак­те­ризу­ет­ся та­кими сло­вами: «Жи­вые, ум­ные раз­го­воры о на­уках и ис­кусс­твах не пре­рыва­лись ни­ког­да, а Саль­ва­тор с его ори­гиналь­ным, склон­ным к фан­тасти­чес­ко­му ха­рак­те­ром, умел при­дать ка­кую-то осо­бен­ную пре­лесть об­ще­му нас­тро­ению этих бе­сед».

Саль­ва­тор Ро­за (1615–1673) был не толь­ко ху­дож­ни­ком, но и по­этом, фи­лосо­фом, му­зыкан­том, впос­ледс­твии чти­мым как в Ита­лии, так и за ее пре­дела­ми, осо­бен­но в Ан­глии, где в на­чале ХIХ вок­руг его име­ни на­чал скла­дывать­ся нас­то­ящий культ. По­нят­но, по­чему ре­аль­ная ис­то­рия его пле­нения шай­кой раз­бой­ни­ков, в чью пред­во­дитель­ни­цу влю­бил­ся эс­тетс­тву­ющий сво­бодо­любец, не мог­ла не оча­ровать хо­ре­ог­ра­фа, в крат­кий пе­ри­од сво­его про­жива­ния в Лон­до­не прев­ра­тив­ше­го эф­фек­тное «жи­тие ху­дож­ни­ка» в нас­то­ящую ро­ман­ти­чес­кую дра­му с пле­нени­ями и ос­во­бож­де­ни­ями, по­гоня­ми и прес­ле­дова­ни­ями, ко­мичес­ки­ми пе­ре­оде­вани­ями и тра­гичес­ки­ми проз­ре­ни­ями.

Пой­ман­ный раз­бой­ни­ками во вре­мя ут­ренней про­гул­ки и сра­зу оце­нив­ший кра­соту Ка­тари­ны жи­вопи­сец еще не до­гады­ва­ет­ся, как бес­ко­неч­но по­любит ее, уви­дев в об­ра­зе мо­дели боль­шой кар­ти­ны в собс­твен­ной мас­тер­ской. Ли­ричес­кие от­но­шения глав­ных ге­ро­ев ус­ложня­ют фи­гуран­ты лю­бов­ных тре­уголь­ни­ков в ли­це Дь­яво­лино, обо­жа­юще­го Ка­тари­ну смель­ча­ка-раз­бой­ни­ка, и вет­ре­ной Фло­рин­ды, не­вес­ты Саль­ва­тора. Не­мину­емым стыч­кам раз­бой­ни­ков с прес­ле­ду­ющи­ми их гвар­дей­ца­ми со­вер­шенно не про­тиво­речат кра­сивые кор­де­бале­ты вро­де жен­ско­го «Стра­теги­чес­ко­го тан­ца» с ружь­ями. Слов­но ведь­ма на мет­ле в Валь­пур­ги­еву ночь, дей­ствие пе­рено­сит­ся с прос­то­ров Аб­руц­цких гор в тол­чею де­ревен­ско­го трак­ти­ра, вып­лески­ва­ет­ся из мас­тер­ской ху­дож­ни­ка в чре­ватую опас­ностя­ми тол­пу рим­ско­го кар­на­вала, при­водя к весь­ма нес­тандар­тно­му трой­но­му фи­налу. Пуб­ли­ке сле­ду­ет по­верить сна­чала в тра­гичес­кую смерть Саль­ва­тора Ро­зы (пер­вый фи­нал), за­тем в не ме­нее тра­гичес­кую смерть Ка­тари­ны (вто­рой фи­нал), пос­ле че­го изум­ленно при­нять аб­со­лют­ней­ший happy end треть­его фи­нала, вос­со­еди­ня­юще­го прек­расных ге­ро­ев это­го ба­лета.

При под­го­тов­ке спек­такля бы­ли ис­поль­зо­ваны ис­сле­дова­ния спе­ци­алис­та по твор­чес­тву Жю­ля Пер­ро Оль­ги Фе­дор­ченко (Санкт-Пе­тер­бург); изу­чены эс­ки­зы кос­тю­мов и де­кора­ций из фон­дов Санкт-Пе­тер­бург­ско­го го­сударс­твен­но­го му­зея те­ат­раль­ной и му­зыкаль­ной куль­ту­ры. В офор­мле­нии пос­та­нов­ки ис­поль­зо­ваны сю­жеты кар­тин Саль­ва­тора Ро­зы. Ор­кес­тро­вую вер­сию му­зыки (на ос­но­ве сох­ра­нив­шихся пар­тий и кла­виров Це­заря Пу­ни) по за­казу те­ат­ра осу­щес­твил Петр Пос­пе­лов (Мос­ква).
В данный момент не находится в прокате кинотеатров Екатеринбурга
Uralweb.ru в социальных сетях