Алексей Учитель: "Ничьи чувства я не оскорблял, тем более, верующих"
9 ноября в Ельцин Центре состоялась творческая встреча с Алексеем Учителем, режиссером самой скандальной кинокартины этого года «Матильда». Встреча представляла собой диалог между режиссером и гостями, которые жаждали получить ответы на вопросы, накопившиеся у них с начала шумихи вокруг киноленты.
Алексей Учитель рассказал, почему он отказался от сотрудничества с европейским продюсером, о Поклонской и о своем отношению к последнему императору.
О выборе темы фильма
— Я для себя выбрал именно эту эпоху, потому что от того, каким образом закончится эта любовь, будет завесить то, в какой империи будет жить народ. К примеру, если бы Николай II настоял на том, что он отказывается от короны, то страна была бы совсем другой. Поэтому мне было интересно именно это время.
О сотрудничестве с зарубежными продюсерами
— Мне поступали предложения от иностранных продюсеров. Но знаете, здесь есть определенная опасность: я мог посотрудничать с европейским продюсером, но там было столько требований от него… Я посчитал, что делать этого не стоит. Фильм и так показывается за рубежом, так как в «Матильде» снялись зарубежные актеры.
О чувствах верующих и Поклонской
— Ничьи чувства я не оскорблял, тем более, верующих. Это все наговоры от людей, которые не видели картину.
Я всего пять минут встречался с Поклонской, причем, меня почти насильно к ней подвели. И когда мы познакомились, я не получил от нее по морде, мы пожали друг другу руки. Мой посыл к ней заключался в следующем: «Вы можете остаться при своем мнение, но только посмотрите фильм.» На что получил ответ от Натальи: «Мне и так все ясно».
О работе со съемочной группой
— Перед съемками фильма я собираю всю творческую команду фильма и мы устраиваем читку сценария. И в момент чтения любой человек может остановить и внести какое-либо предложение. От этого сценарий меняется примерно на ¼, привносится много нового.
Я убежден, что если знакомство съемочной группы будет происходить во время самих съемок, то уйдет как минимум неделя, чтобы актеры притерлись друг к другу. А так, к моменту съемок актеры уже начинают чувствовать друг друга, а для меня это очень важно.
Долг и любовь: выбор Николая II
— Я считаю, что выбор, который стоял перед молодым императором был почти невозможен. Кшеснинская дала ему не только плотскую любовь, он себя почувствовал с ней свободным. И эта внутренняя свобода, которую он ощутил, помогла ему стать немного другим, он вместе с любовью получил еще и свободу. Конечно, он боялся все это потерять.
О режиссерской работе
— Режиссер должен быть одним из героев, чтобы пропустить историю через себя. Я всегда так делаю. И я не столько переживаю за то, что происходит на площадке, сколько за чувства героя, необязательно даже главного. Если я не пропущу через себя его переживания, то мне кажется, что ничего хорошего не получится.
О ТВ-версии «Матильды»
— Мы сейчас делаем 4-х серийную версию картины, в которой будут расширены линии второстепенных героев. Но выйдет она на телеэкраны не раньше, чем через год.
«Матильда»: художественный или исторический фильм?
— Неужели вопреки исторической правде мы должны были показать грозного царя, который может топнуть ногой?
Все основные исторические вехи, которые происходили в те четыре года, которые отражены в «Матильде» — правда.
Было крушение царского поезда, была коронация, свадьба, была и ходынка — это все исторические правда.
Другой вопрос — детали некоторых событий, которые не были отражены в письмах и хрониках того времени. Да, в некоторых деталях имеется художественный вымысел.
О Николае II
— Я не считаю, что Николай был безвольным человеком. Но многие люди, которые раньше считали последнего императоры безвольным, после просмотра «Матильды» заявили, что теперь они понимают царя по-человечески.
Николай 2 сделал за 17 лет правления нашу страну первой в Европе и второй в мире. А свойственная ему мягкость и сомнения — это, на мой взгляд, черты хорошего человека!
Фото: Елена Елисеева