Канадские эксперты рассказали, как будет выглядеть «Гора Белая»
В Екатеринбурге на горе Белой побывали сотрудники канадской компании Ecosign, которая занимается планированием горнолыжных курортов по всему миру. Через полтора месяца Ecosign должна представить свое окончательное видение обновленного ГЛК «Гора Белая», который по планам свердловских властей превратится в туристско-рекреационный кластер и особую экономическую зону регионального значения.
По мнению канадских специалистов, «Гора Белая» должна стать региональным круглогодичным курортом с возможностью одновременно обслуживать 7-7,5 тыс. человек.
О своих наработках Znak.com рассказали старший специалист компании Адам Шройен и вице-президент Эрик Каллендер. В данный момент ГЛК «Гора Белая» эксплуатируется лишь на 20% от своих возможностей, считает Эрик Каллендер. «Сейчас на курорте предлагают катание на склонах, больше подходящих лыжникам и сноубордистам, либо начинающим, либо среднего уровня.
Но у горы Белой огромный потенциал с точки зрения катания. Надо сделать это место привлекательным для лыжников и сноубордистов более высокого уровня, которые увлекаются, например, фрирайдингом (катанием на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс). Когда речь заходит о горнолыжных курортах, люди часто представляют себе самые крупные и популярные во всем мире места для катания, такие как Куршевель. Но 90% горнолыжной отрасли составляют небольшие региональные курорты", — говорит Эрик Каллендер.
Он был на горе Белой 15 лет назад, когда вокруг был лишь один лес — тогда он также участвовал в проектировании курорта. Канадские специалисты считают, что ГЛК «Гора Белая» должен стать точкой притяжения прежде всего для местных жителей, проживающих в зоне 2-3-часовой езды от комплекса. В частности, для екатеринбуржцев.
По словам Эрика Каллендера, сейчас все трассы для спортсменов расположены на западном склоне горы. «Наша задача — расширить возможности для катания, используя как восточный склон, так и южный, северный. Кроме того, предложить разного рода активности для круглогодичной работы курорта», — говорит он.
Зимой специалисты предлагают развивать лыжи, сноуборды, тьюбинг («бублики»), сани, прогулки на снегоступах, летом — катание на мотоциклах, велосипедах, мотовездеходах, лошадях, а также аттракционы и проведение разного рода мероприятий, например свадеб. К примеру, некоторые лыжные трассы можно использовать летом как спуск для велосипедов.
Один из аттракционов, которые предлагают установить на горе канадские специалисты, внешне напоминает американские горки — на железных рельсах установлена кабинка вроде саней, которая двигается по трассе. «Очень веселый и безопасный спуск», — рассказывает Адам Шройен. На нем можно кататься и летом, и зимой.
Трассу для тьюбинга предложено расширить и летом специально обрабатывать, покрывать пластиком, — то есть также использовать круглый год. Канадские специалисты предлагают создать у подножия горы лыжную деревню, где можно проводить различные фестивали и мероприятия зимой, а летом использовать для рынков, других активностей. Гора, по замыслу авторов, должна стать местом, куда люди уезжали бы от городской среды.
Сейчас курорт способен обслуживать порядка 1,5 тыс. лыжников и сноубордистов одновременно. Возможности Белой при обустройстве новых трасс позволят принимать 7-7,5 тыс. человек. Канадские специалисты до сих пор дорабатывают концепцию и планируют полностью завершить работу через полтора месяца. Пока что они не готовы сказать, какой по их замыслу должна быть протяженность новых спусков на Белой, но длина самого продолжительного составит, вероятно, 2,5 километра.
Компания Ecosign предложит свердловским властям три этапа преобразования курорта. Сколько из них будут реализованы — будет зависеть от финансирования.
По словам главы управляющей компании туристско-рекреационного кластера «Гора Белая» Леонида Гункевича, по предварительным расчетам, оптимально необходимая сумма инвестиций в проект — 8 млрд рублей, с учетом всех источников финансирования, в том числе частных вложений предпринимателей.
На более позднем этапе, в частности, может быть предложено создание на горе канатной дороги с кабинками — для гостей курорта, которые не занимаются спортом. Сейчас задача экспертов — предложить обновления, максимально эффективные с точки зрения вложений.
На первом этапе, реализация которого займет 15-18 месяцев, запланированы создание инфраструктуры для фрирайдинга и установка скоростного подъемника для обслуживания восточного склона горы, который менее подвержен ветрам. Кроме того, на этом же этапе специалисты предложат построить на Белой гостиницу на 100-150 номеров с рестораном, а также реорганизовать существующий лыжный центр.
По словам Леонида Гункевича, срок в полтора года включает, в частности, завершение концепции, проектирование и непосредственно работы. Стоимость этого этапа работ составляет порядка 1-1,5 млрд рублей, однако сколько средств будет заложено на проект в областном бюджете на 2018 год, пока не известно. Что касается окупаемости проекта, то обычно, с учетом мировой практики, на это уходит 5-7 лет.