Куда еще не надо летать российским туристам
Американские и европейские спецслужбы уверены, что российский Airbus 321, рухнувший неделю назад на Синайском полуострове, погиб в результате теракта, от взрыва; российские власти говорят, что делать какие-либо выводы пока преждевременно, но запретили полеты наших туристов в Египет и начинают вывозить оттуда отдыхающих. Так или иначе, в первые же дни после катастрофы спрос соотечественников на туристические перелеты упал в 2-3 раза: люди боятся летать. Действительно, прошлогодняя гибель над Донбассом малайзиского Boeing и нынешняя российская трагедия учат оставшихся в живых: прежде чем сесть на борт самолета, ради собственной жизни, ради безопасности своих семей, детей следует внимательно изучить мировую карту «горячих точек». И как можно ответственнее выбирать места отдыха.
Пороховая бочка мира
По мнению Евгения Сатановского, президента института Ближнего Востока, наиболее реальная угроза России и россиянам лежит на юге (открываем карту мира) — от Марокко до Пакистана, от Сомали вплоть до нашей границы.
Противостояние центров влияния в этом регионе имеет давнюю историю и продолжается до сих пор. Война джихадистов конкретно против нашей страны ведется со времен советской оккупации Афганистана, продолжается терактами на территории РФ, и предпосылок для ее окончания не предвидится. Слишком уж много конфликтных узлов — стремление некоторых государств к ядерному статусу, производство и перевалка наркотиков, религиозный экстремизм. При наращивании экономической и, следовательно, военной мощи даже таких лояльных, казалось бы, государств, как Турция, Израиль и Иран, вынашивающих далеко идущие планы, сохранять добрососедские отношения с ними станет все сложнее и дороже. Евгений Сатановский в своей книге «Россия и Ближний Восток. Котел с неприятностями» пишет: «Сохранение прочных партнерских отношений со всеми без исключения силами, действующими на БСВ (Ближний и Средний Восток, территория от Турции до Ирана, от Грузии до Йемена включительно), существенно превышает объем наличности, циркулирующей в мировой финансовой системе».
Запад, Россия, Китай, Индия не могут не реагировать — влияние на них этого «клубка» чересчур высоко: цены на углеводороды, угроза терроризма, миграционные потоки, экология. Но даже вмешательство этих «столпов мира» лишь незначительно ослабляет (а то и увеличивает) энергию противостояния. Начиная с потуг Советского Союза распространить в регионе социализм, а затем Запада — основы демократии, попытки «цивилизовать» Ближний Восток провалились, и, по мнению Евгения Сатановского, будут терпеть фиаско и впредь.
Автор сравнивает это «горячее» пятно, не точку даже, на физиономии планеты, перефразируя известную поговорку, с бочкой дегтя, в которую остальной мир пытается впрыснуть мед, регулярно удивляясь тщетности усилий. Так, Советский Союз в 1960-80 годах закопал в Африке и на Ближнем Востоке сотни миллиардов более «тяжеловесных» тогда нефтедолларов, которых впоследствии не хватило Горбачеву на неотложные преобразования внутри страны. Сатановский горько предсказывает: «Впрочем, учитывая растущую внешнеэкономическую и внешнеполитическую активность действующего руководства России, отечественную склонность к мегапроектам, волюнтаризм принимаемых решений, фаворитизм в управленческой политике, приводящий на вершину властной пирамиды несменяемых годами дилетантов, и размер „откатов“ — кто сказал, что вся эта история закончилась с распадом СССР?»
Конечно, нынешняя российская номенклатура не стремится повторить масштаб действий советских предшественников — у нее просто-напросто нет для этого резервов. В то же время сам регион Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока стал еще хаотичнее: численность населения выросла в разы, его по-прежнему терзают нищета и безработица, добавим неразумную политику природопользования, приводящую к вырубке растительности, деградации почв, загрязнению водопотоков, опустыниванию, дефициту пахотных земель и пастбищ, к голоду.
Социальное и политическое негодование арабов (они составляют подавляющее этническое большинство на Ближнем Востоке) умело эксплуатирует исламский фундаментализм, рекрутируя их в террористические отряды, в наркоторговлю. При этом местные элиты, сдерживавшие взрывоопасное возбуждение масс, уничтожены — не без помощи того же Запада, как это стряслось в ходе «арабской весны» с ливийским диктатором Муаммаром Каддафи и иракским — Саддамом Хусейном, как это, до вмешательства российских ВВС, предполагалось в Сирии, руками запрещенных в России «Исламского государства» и отделений «Аль-Каиды». (Далеко не секрет, что профессиональное ядро ИГ состоит из офицеров бывшей армии Хусейна, повешенного американцами, а «Аль-Каида» взращена теми же США как джихадистский кулак против советских войск в Афганистане). Впереди у этих земель, похоже, кровавая каша революций и переворотов, междоусобных и межгосударственных «мясорубок».
Мгла египетская
С Египтом все стало понятно неделю назад. За это знание мы заплатили колоссальную, невиданную цену — 224 человеческих жизни. Хотя обстановка, несовместимая с безопасностью, сложилась на Северном Синае (бедном и агрессивном, в отличие от «туристического рая» Южного) еще несколько лет назад. «Страшные теракты 2004-2005 годов в Шарм-эль-Шейхе, Рас-ас-Сатане и в гостинице „Хилтон Таба“, расположенной на границе Израиля и Египта, унесли жизни десятков туристов и местных жителей. К организации тех терактов приложили руку и бедуинские кланы в Северном Синае… Несколько раз из Северного Синая обстреливали израильский курортный город Эйлат и иорданскую Акабу», — напоминает Московский центр Карнеги.
Затем, вследствие «арабской весны», в Северном Синае начала действовать террористическая организация «Ансар Бейт аль-Макдис»: радикальные исламисты взрывали газопроводы между Египтом и Израилем, устраивали теракты против мирных жителей, армии и полиции, совершали демонстративные казни, не далее как весной этого года присягнули на верность ИГ и приступили к созданию собственного эмирата.
Совсем недавно, 1 июля, ИГ захватило на Синае 30-тысячный городок Шейх-Зувейд, оставив после себя 200 убитых. По счастью, армия Египта сумела за ночь выбить радикалов. А если бы счастье не улыбнулось? За ту же ночь боевики, на захваченных танках и бронемашинах с пулеметами, вполне преодолели бы 250 км и достигли курортного Шарма или, «на худой конец», расстреляли бы экскурсионную колонну: что могла бы противопоставить им пара машин сопровождения?
Американский журнал «Politico» утверждает, что у радикалов на Северном Синае имеются ПЗРК и современные противотанковые системы. В свою очередь египетская армия, которую военные эксперты оценивают не лучшим образом, несет на Северном Синае серьезные потери, уже больше тысячи человек. Достается и многонациональным миротворцам (большая их часть американцы — 700 человек из 1600), призванным защищать египетско-израильский мирный договор 1979 года. Но с июля администрация Обамы задумалась о выводе контингента из-за вполне реальной угрозы нарастания сил ИГ, что даст террористам дополнительные преимущества.
Арабист Ксения Светлова показывает: «Города Северного Синая по-прежнему напоминают театр боевых действий, в мечетях звучат призывы к джихаду… Учитывая процесс распада национальных государств вокруг Египта и укоренение ИГИЛ на сирийской и иракской почве, можно предположить, что нынешняя фаза борьбы с исламским терроризмом растянется как минимум на несколько лет и будет стоить Египту немало человеческих жизней».
Залог неспокойствия в этом регионе мира — еще и разворачивающийся экологический конфликт из-за последствий строительства Эфиопией на Голубом Ниле каскада «Возрождение»: завершившись в 2017 году, проект снизит сток Нила в Египте на треть, а объем энергии гидроэлектростанций — на 40%. Евгений Сатановский предрекает: «Для Каира это означает неизбежный коллапс египетской экономики и острый дефицит питьевой воды. Причем речь только о первой крупной плотине за пределами [Египта]. Прочие страны верховьев Нила готовятся к реализации не менее масштабных проектов. Военного или политического решения эта проблема не имеет: разрушение плотины сформирует цунами, которое смоет населенные пункты Судана и Египта, расположенные в долине Нила вплоть до дельты. То есть практически уничтожит эти государства. [Но и] отказаться от строительства Эфиопия и прочие государства верховьев не могут: это увековечит их экономическую отсталость. Повлиять на Китай, который на начало 2014 года является основным подрядчиком строительства, также невозможно». Одно странно: то, что знает Ксения Светлова и Евгений Сатановский, наверняка известно и российским властям. Где же они были со своими рекомендациями и оргвыводами до 31 октября, особенно сразу после вступления наших военных в сирийскую бойню?
Не нужен нам берег турецкий
Впрочем, ответственность за свою жизнь обязаны разделить и граждане: ради всего святого, интересуйтесь международной политикой, изучайте средства массовой информации, не гонитесь за дешевизной, принимайте взвешенные решения! В прошлом году все тот же Евгений Сатановский в интервью Znak.com предупреждал наших читателей о напряженности в Алжире, Тунисе, Египте, Турции, Иордании. Итак, о конкретных «горячих точках», пылающих и потенциальных.
Начнем — по географическому порядку — с излюбленной согражданами Турции. Российские и западные эксперты величают президента Реджепа Таийпа Эрдогана, правящего страной с 2003 года (сначала в должности премьер-министра, а с прошлого года — президента) не иначе как авторитарным правителем, а то и диктатором. Арсенал политических приемов Эрдогана — «вставание с колен», до роста Османской империи, цензура, подавление оппозиции, выдавливание в Западную Европу передового слоя турецкого общества, манипуляции и силовое давление на парламентских выборах. Последние из них состоялись буквально неделю назад, 1 ноября, на следующий день после крушения российского авиалайнера. По оценкам иностранных наблюдателей — «в атмосфере страха и насилия». Президентская Партия справедливости и развития, отыграв неудачу на таких же летних выборах, естественно, получила большинство: это дает ей рычаги, чтобы перекроить конституцию в сторону увеличения президентских полномочий и препятствовать оппозиции в ее расследованиях коррупционных преступлений режима.
Возмущение недовольных ходом и итогами выборов полиция подавила, но, полагают сторонние наблюдатели, в Турции на самом деле «все только начинается». Во-первых, внутри страны и по ее юго-восточным границам постоянно напоминают о себе курды — 30-милионный, самый многочисленный на Земле, народ, добивающийся собственной государственности, чему турецкие власти традиционно и настойчиво сопротивляются. Сегодня курды — союзники США и НАТО в борьбе против «Исламского государства», поэтому надежды на обретение суверенитета у них возрастают. Турция — один из старейших, с 1952 года, член НАТО, но это не мешает Эрдогану подавлять курдов военной силой и заявлять о возможной полномасштабной военной операции против них — и наплевать на Америку, других участников Североатлантического альянса и антитеррористическую коалицию.
Во-вторых, режим Эрдогана в открытую упрекают в спонсировании и поддержке ИГ: турки покупают у террористов дешевую нефть, пропускают через свою границу боевиков и оружие. (Совсем свежая новость: накануне, 6 ноября, турецкая полиция задержала в курортной Анталии 20 человек, подозреваемых в связях с «Исламским государством»). Все по той же, курдской причине: «Исламское государство» воюет с курдами и, значит, в интересах Анкары. Именно ИГ взяло на себя ответственность за крупнейший в истории Турции террористический акт (теракты там вообще не редкость), когда 10 октября сего года от взрыва двух бомб в Анкаре были ранены почти 250 и убиты без малого сто демонстрантов, большинство которых составляли курды. Поговаривают, что террористы действовали или с молчаливого согласия турецких спецслужб, или даже с их помощью.
Добавим, это в-третьих, экономический спад — и, по оценке специалистов, получим признаки «сиризации» Турции, а проще говоря — надвигающейся гражданской войны. Так стоит ли искать покоя в этой стране? Тем более если ее лидер в открытую угрожает разрывом партнерских отношений с Россией. «Москва жестоко поплатится», — вот личная реакция Эрдогана на вступление России в сирийскую антитеррористическую операцию. Кроме нас, в сирийском конфликте задействованы все ключевые государства Ближнего Востока, в том числе Израиль и Иордания, непосредственно граничащие с пылающей Сирией (неподалеку от нее располагается и Кипр), Саудовская Аравия, примыкающая к захваченному «Исламским государством» Ираку, Объединенные Арабские Эмираты…
Еще один центр «туристического паломничества» россиян — Тунис — соседствует с Ливией, где орудуют те же ИГ и «Аль-Каида». В феврале ИГИловцы расправились в Ливии с 21 христианином, 18 марта исламские радикалы совершили теракт в столице Туниса, 26 июня — на курорте Эль-Кантауи, жертвы исчислялись десятками, в обоих случаях, по сообщениям СМИ, погибли россияне. После этого джихадисты не успокоились и заявили о намерении атаковать другие туристические центры страны. В ответ власти Туниса принялись возводить 170-километровую стену на границе с Ливией.
Но где гарантии, что с началом в Сирии планируемого международного всеобъемлющего наступления на «Исламское государство» и «Аль-Каиду» загнанные в угол, вездесущие боевики не ответят террористической войной по всей Северной Африке и Ближнему Востоку? Где гарантии, что в любой день не начнется давно зреющая война между ядерными Индией и Пакистаном? По выступлениям СМИ, «Пакистан не заявлял об отказе применения ядерного оружия первым; напротив, пакистанские лидеры сообщили, что, возможно, им придется применить ядерное оружие». Имеющаяся у человечества практика говорит, что гарантий нет. Нигде.
«Развод» по-американски
Пассажиры полагаются на известные меры безопасности, предпринимаемые в аэропортах: рамки металлоискателей, личный досмотр, сканирование багажа и контуров тела, запрет на провоз колющих-режущих, «снимите носки, оставьте воду». Но не очередная ли это иллюзия?
Харви Молотч, профессор Нью-Йоркского Университета, известный многими трудами по безопасности граждан, утверждает: «Насколько я знаю, гигантский аппарат безопасности в аэропортах не предотвратил ни одного происшествия или злодеяния: заслон террористам ставится другими методами — разведкой или действиями на борту самолетов. Каждое новое ограничение для пассажиров возникает как ответная мера против приемов, примененных в уже состоявшемся теракте. Список запрещенных для провоза предметов все растет, а с ним растут сложность и длительность проверки каждого пассажира. Поэтому, как сообщает один из докладов RAND Corporation, необходимость отслеживать все больше деталей и поведенческих особенностей рассеивает внимание инспекторов TSA (американская Администрация транспортной безопасности — ред.), снижая их готовность замечать даже очевидные признаки угрозы».
Свой вклад вносит и «атрофия бдительности» — охранники (кстати, кадры с большой текучкой) порой не могут совладать с затуханием внимания от усталости и скуки. Не говоря уж о случаях пренебрежения своими обязанностями: Молотч: «Один пассажир, летевший из Абу-Даби (столица столь любимых российскими туристами Объединенных Арабских Эмиратов — ред.) некоторое время назад, рассказал, как сотрудники службы безопасности покинули свой пост, чтобы покурить, предоставив пассажирам свободно проходить через него. В аэропорте Аккры (столица Ганы — ред.) — и наверняка некоторых других — охранники „облегчают проход“ за небольшую сумму. Показания сканеров их не волнуют… Не стоит удивляться, что даже в эффективно действующих государствах вроде США запрещенные к провозу предметы на посту безопасности зачастую не обнаруживаются. Особенно трудно выявить детали взрывных устройств, которые по отдельности не вызывают подозрения у инспекторов».
Результаты секретных проверок, инициированных самими службами безопасности полетов и проведенных в разное время в аэропортах Америки, удручают: в 90% случаев «подставным» пассажирам удается проносить на борт не какие-то там флакончики и ножницы для маникюра, а муляжи пистолетов и взрывных устройств. Угроза, по данным Харви Молотча, проявляется и внутри ведомств, отвечающих за безопасность: «Рост штатов TSA был одним из самых быстрых в истории — за исключением разве что мобилизации во Второй мировой войне: только за первый год существования Управление приняло на работу 50 тыс. человек… [Но] в конце концов, даже те, кто изначально не замышлял ничего плохого, могут со временем измениться… Пример „паршивой овцы“ Родригеса (полицейского, заложившего самодельную бомбу в нью-йоркской подземке) показывает: чем больше овец в стаде, тем больше шансов, что одна из них окажется „паршивой“… Люди, работающие в системе безопасности, могут систематически подрывать ее даже не из злого умысла, а по рутинным организационным причинам — например, ради важной для всех бюрократических структур „чести мундира“. Так, в 2003—2005 годах TSA в сговоре со своим подрядчиком в аэропорту Сан-Франциско (фирмой Covenant Aviation Security) заблаговременно предупреждала сотрудников о появлении проверяющих с муляжами бомб и другой контрабандой».
К чисто американским проблемам профессор Молотч добавляет стремление транснациональных высокотехнологичных компаний увеличивать рынок сбыта, по сути, бесполезных для безопасности приборов и устройств, а также некомпетентность властей, принимающих ошибочные решения в области авиационной безопасности.
Внизу власть тьмы, а наверху тьма власти
Остается прибавить к вышеперечисленному исконно российские проблемы. «Меры, принятые» по факту очередной катастрофы после следующей оказываются фикцией. Правду на страницах «Московского комсомольца» «режет», как часто бывает, уже бывший заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Александр Книвель: «Наша страна не выполняет требования Приложения 19 ИКАО (Международной организации гражданской авиации — ред.) „Управление безопасностью полетов“, которое было введено в действие 14 декабря 2013 года. Оно требует установить целевой уровень безопасности полетов в государстве, принять госпрограмму безопасности полетов, потребовав ее внедрения и выполнения всеми авиакомпаниями, разработчиками и производителями авиатехники, организациями техобслуживания, аэродромами, структурами управления воздушным движением, учебными заведениями. В нашей стране ничего этого до сих пор не сделано… Регион СНГ, включая Россию, находится по коэффициенту безопасности полетов на втором месте стразу после Африки… Зато у нас всевозможные эксперты в один голос заявляют: не важно, сколько лет самолету, важно, чтобы он был летно-годным. Я много раз писал о том, что на самом деле, срок эксплуатации самолета — это очень даже важно!.. Есть отчет британского ведомства гражданской авиации. В нем англичане проанализировали всю историю эксплуатации воздушных судов, вплоть до 2013 года, и установили, что наибольшее количество катастроф у турбореактивных самолетов происходит на 19-м году их эксплуатации, а турбовинтовых — на 24-м». (Заметим: возраст погибшего неделю назад турбовентиляторного Airbus 321 — 18,5 лет).
Еще один из «бывших» — экс-заместитель министра гражданской авиации СССР, экс-замдиректора Федеральной службы воздушного транспорта Виктор Горлов рассказал «Свободной прессе»: «Сейчас у нас много ведомств, которые отвечают за авиацию, а в целом она будто без надзора… На мой взгляд, серьезный урон наносит нынешняя трехзвенная система управления. Есть министерство транспорта, которое определяет политику в целом. Есть федеральное агентство, которое выполняет только государственные услуги. И есть еще служба надзора… Когда было [советское] министерство, в служебных обязанностях заместителя министра по летной службе первым пунктом было записано, что он несет ответственность за безопасность… Но если вы возьмете должностную инструкцию [российского] министра транспорта и его заместителя по авиации, руководителя Ространснадзора и его заместителей, то нигде не прописана ответственность за безопасность полетов. Это глупость или величайшая хитрость?»
Четвертого июня, за пять месяцев до синайской катастрофы, на слушаниях Общественной палаты РФ по теме «Состояние гражданской авиации России. Безопасность полетов. Кадры. Государственное управление и регулирование» присутствовали 96 экспертов разных ведомств и структур — за исключением представителей Минтранса. Чей глава сейчас, как нам сообщают, принимает самое деятельное участие в «разборе полета».
Плюс проблемы инфраструктуры: неидеальное состояние взлетно-посадочных полос, устаревшее оборудование, плохо обученный, малооплачиваемый (поинтересуйтесь зарплатами рядовых работников аэропортов) и оттого незамотивированный, инертный персонал. Плюс проблемы авиакомпаний: управленческие, структурные, финансовые…
В итоге по числу авиакатастроф — пропорционально количеству рейсов — мы едва ли не первые в мире, с далеким отрывом от «сообщества цивилизованных стран».