Туризм может стать локомотивом развития экономики России
Руководитель Ростуризма Олег Сафонов уверен, что туристическая отрасль может оказать существенное влияние на развитие российской экономики.
«Рост внутреннего турпотока приводит к созданию новых рабочих мест, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Это создает условия для самозанятости населения. То есть туризм формирует новые рабочие места. Туризм может стать одним из локомотивов развития российской экономики в непростых условиях», — сказал О. Сафонов на пресс-конференции в главном офисе «Интерфакса» в среду.
Он особо подчеркнул, что внутренний и въездной туризм помогает укреплению рубля за счет повышения спроса на национальную валюту.
«Происходит импортозамещение — турист едет по стране, создаются новые маршруты, развивается инфраструктура. То есть мы инвестируем в свою страну», — пояснил глава Ростуризма.
О. Сафонов отметил, что в России в прошлом году действительно произошла переориентация с выездного туризма на внутренний. Так, по данным Росстата, число туристов, выбирающих поездки по стране, в 2014 году выросло почти на 10 млн, или на треть по сравнению с 2013 г.
«В 2014 году путешествовали по России 41,5 млн туристов. В 2013 — 32 млн. То есть рост составил 30%, как мы и предполагали. Народ поехал по стране, и это очень важно», — сказал глава Ростуризма.
Чиновник пояснил, что произошло это не только на фоне ослабления рубля, но и из-за общего патриотического подъема, который случился после Олимпиады в Сочи и присоединения Крыма. «Я не знаю ни одной отрасли народного хозяйства в Российской Федерации, которая бы показала такой рост», — подчеркнул О.Сафонов.
Соответственно, пояснил он, выросло число туроператоров, занимающихся путешествиями внутри страны. В том числе, часть компаний, специализировавшихся на отдыхе за рубежом, переориентировалась на внутренний туризм и расширила программы.
«Количество туроператоров, занимающихся внутренним туризмом, выросло в 2014 году на 25%. На 1 февраля прошлого года оно составляло 2957, а на 1 февраля 2015 года — уже 3710», — уточнил О.Сафонов.
По его словам, главная задача, которая стоит в плане развития туризма — создать конкурентоспособный турпродукт и современную инфраструктуру. Их, отметил О. Сафонов, позволяет решить федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма с 2011 по 2018 гг. (ФЦП). По данным главы ведомства, на все годы из бюджета выделяется 96 млрд рублей. Однако в 2015 г. бюджетное финансирование программы было урезано втрое: до 5,2 млрд. Но при этом ожидается привлечение более 15 млрд рублей в качестве инвестиций.
О. Сафонов оценивает программу как очень эффективную. Сейчас в ней участвуют 26 регионов, реализуются 40 проектов. В 2015 году в программу входят 12 туристских объектов.
«Программа является очень сложной, хотя и самой эффективной среди других программ. На 1 рубль проинвестированных государством средств необходимо три рубля привлеченных. И этот показатель выполняется», — констатировал руководитель Ростуризма.
Контролировать, как расходуются бюджетные деньги в рамках программы, с 2015 года будет рабочая группа, созданная при Ростуризме, добавил О.Сафонов.
Он добавил, что, если темпы роста внутреннего туристического рынка ускорились, то на въездном произошло падение на треть. Чтобы привлечь иностранных путешественников, России нужно грамотно сформировать свой туристический имидж за рубежом, уверен чиновник.
«Развитие въездного туризма — одна из приоритетных задач, — сказал О.Сафонов. — Существуют международные практики их решения — продвижение страны как мировой туристической дестинации по всему миру. Один из способов — создание представительств за рубежом».
Он пояснил, что сейчас у России нет ни одного заграничного офиса. В 2015 году их будет три: в Китае, Германии и Италии. Кроме того, у России будет свой информационно-туристический портал, доступный на восьми языках.