Авиаброкер "Авиачартер" может приостановить работу
Авиаброкер «Авиачартер», являющийся крупнейшим заказчиком чартерных рейсов из России, перестал выходить на связь, что очень озаботило турфирмы. Туркомпании, имевшие блоки мест через «Авиачартер» уверяют, что, скорее всего, брокер приостановил свою деятельность или приостановит ее в ближайшее время, подобно другому авиаброкеру — «Идеал-Тур», пишет «Интерфакс».
Если это так, то в ближайшие дни случится череда новых банкротств, уверяют эксперты «РГ». Туроператоры, которые зависят от «Авиачартера», не смогут перевозить своих клиентов.
Источники в туротрасли уверяют, что обе авиаброкерские компании принадлежат Михаилу Шаманову, владельцу туркомпании «Лабиринт», из-за приостановки деятельности которой пострадали несколько десятков тысяч туристов. Интересно, что Михаил Шаманов не обнародовал список своих контрагентов, а ведь это — потенциальные банкроты. Как рассказали «РГ» в Ростуризме, только «Идеал-тур» работал с тремя десятками компаний.
Напомним, банкротства на туристическом рынке начались 16 июля. Вначале о приостановке деятельности объявил туроператор «Нева». Из-за этого отпуск был испорчен примерно у 17 тысяч туристов. Менее чем через 10 дней после банкротства «Невы» о финансовой несостоятельности объявила компания «Роза ветров Мир». За ней 29 июля последовал туроператор «Экспо-тур». Ущерб в этих двух случаях был нанесен нескольким тысячам туристов. Самым громким скандалом последних дней стала приостановка деятельности туроператора «Лабиринт», из-за чего пострадали более 40 тысяч туристов.
От приостановки деятельности группы компаний «ИнтАэр», которое произошло 5 августа, могут пострадать более 2 тысяч человек.
«РГ» уже неоднократно прогнозировала новые банкротства. Компании, приостановившие свою деятельность, ссылаются на резкое падение спроса и покупательской способности в связи с резким ростом курса валют и негативной политической ситуацией.
Эксперты же говорят о том, что рынок рушится по принципу «домино», неудачи у одной фирмы тянут на дно другую. Также причины, в том числе, и в закредитованности отрасли, и в жесточайшей конкуренции. Рынок перегрет: на нем работают 1700 туроператоров и более 12 тысяч турагентств. Собеседники «РГ» не исключают и то, что нынешние банкротства могут быть спланированной акцией. Есть версия, как о переделе рынка, так и о переориентировании туристических потоков. Сейчас этим занимаются правоохранительные органы.
Однако в последних событиях нельзя винить только туроператоров, необходимо повнимательнее присмотреться к деятельности авиаброкеров и авиакомпаний.
«Заказ одного чартерного рейса стоит от 40 до 60 тысяч долларов. А брокер „Идеал-тур“, из-за которого обанкротился туроператор „Лабиринт“, накопил долг в 1,5 миллиарда. Надо было выполнить сотни чартерных рейсов, чтобы накопить такой долг! Понятно, что это случилось не за этот сезон», — рассказал «РГ» вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
Но в любом случае банкротства вскрыли старые болячки отрасли. И сейчас эксперты настаивают на скорейшем принятии самых жестких мер. Во-первых, надо как можно быстрее менять законодательство в части регулирования деятельности всех, кто занят сегодня в многомиллиардном турбизнесе. Во-вторых, надзорные органы должны провести срочную проверку не только туроператоров, но также страховщиков и авиакомпаний. На это указал на недавнем совещании со своими заместителями премьер-министр Дмитрий Медведев. Он поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку и врио руководителя Ростуризма Олегу Сафонову разобраться в ситуации и принять меры по совершенствованию нормативной базы.
Сегодня, 6 августа, должно состояться совещание под председательством Дмитрия Козака, на котором Ростуризм доложит о разработанных предложениях по регулированию отрасли. Кроме того свои предложения, среди которых наделение контрольно-надзорными функциями Ростуризма, представит Российский союз туриндустрии, рассказали «РГ» в объединении.