«Земля, прости». Или от чего «свихнулась» Грета Тунберг
Глобальное потепление климата хорошо для тех, не хочет надевать зимой под джинсы теплые колготки. Но на самом деле это большая беда, от которой юная шведская активистка Грета Тунберг буквально впала в депрессию (нет). Почему радоваться действительно нечему, на пресс-конференции в Екатеринбурге рассказали уральские ученые.

Для того чтобы даже ежикам в лесу (их проблема потепления климата касается не меньше, чем людей) было понятно, что такое климат, ведущий научный сотрудник лаборатории физики климата и окружающей среды УрФУ Константин Грибанов и ведущий научный сотрудник лаборатории дендрохронологии Института экологии растений и животных УрО РАН, доктор биологических наук Рашит Хантемиров объяснили это буквально на пальцах.
— Климат определяется балансом приходящей энергии (Солнца) и уходящей на верхние границы атмосферы. Когда баланс нулевой — климат стабильный. Но он не нулевой, потому что приходит немножко больше, чем уходит. Это обусловлено тем, что мы выбросили в атмосферу дополнительное количество углекислого газа, который поглощает уходящее тепло от Земли и возвращает его обратно, — говорит Константин Геннадьевич Грибанов.
Повышение в атмосфере Земли концентрации углекислого газа — фактор изменения климата, который носит исключительно антропогенный характер. Этот механизм называется «парниковым эффектом».
Солнечные лучи видимы нашему глазу. А то, что идет от нагретой поверхности Земли, мы не видим, потому что это невидимый нам инфракрасный диапазон излучения, объясняет Грибанов.
— Атмосфера — это одеяло. Из-за того, что мы добавили парникового газа в атмосферу, это одеяло стало немножко теплее, чем было в исторический период, — объясняет Константин Грибанов.
Мы расхлебываем то, что выбросили в атмосферу еще 20-30 лет назад. А сегодняшние выбросы повлияют на то, что еще будет, поясняет его коллега Рашит Хантемиров.
— Казалось бы, чего беспокоиться — нам тепло, все хорошо, — говорит Рашит Мигатович о глобальном потеплении. — Но проблема в том, что это потепление не останавливается и в ближайшие десятилетия не остановится. Даже если мы будем применять самые радикальны меры, эти проблемы перейдут к следующему поколению.
По словам Грибанова и Хантемирова, человечество уже не может удержать изменение климата даже с помощью «зеленой повестки». Если люди остановят всю промышленность, перестанут ездить на бензиновых автомобилях и сжигать любое органическое топливо — рост концентрации углекислого газа в атмосфере продолжится.
— Нужно либо придумать, как поглотить углекислый газ естественными методами, либо перейти на методы геоинжиниринга, — говорит Константин Геннадьевич. — Это силовое воздействие на климат с непредсказуемыми последствиями. Давно существует идея, что можно рассыпать в атмосферу сульфатный аэрозоль, тем самым попытаться снизить среднюю температуру. Извержение вулкана делает именно это. Климатологи начинают все чаще рассуждать — не снять ли нам табу с методов геоинжиниринга?
В России развернута система карбоновых полигонов, на которых изучают, каким образом можно забрать углекислый газ из атмосферы и где-то надолго его сохранить. Самый простой метод — это озеленение. Деревья поглощают углекислый газ и не дают ему выделяться обратно, напомнил специалист.