«Мерзни, мерзни, волчий хвост». Компания Вексельберга оставляет Новую Лялю без единственной бани
«Мерзни, мерзни, волчий хвост», — предрекали год назад европейцам холодную зиму. Нынешней же зимой из-за аппетитов монополиста возможности по-человечески помыться раз в неделю могут лишиться жители Новой Ляли.
Единственную в городе общественную баню 1911 года постройки, находившуюся в процедуре банкротства, за полмиллиона рублей на торгах в 2021 году приобрел предприниматель из Серова, владелец похоронной компании «Обряд» Дмитрий Киреев.
Предприятие по улице Розы Люксмебург, 18 досталось ему в «разобранном» виде, с износом внутренних коммуникаций 85%. В процессе банкротства бывший директор бани разбил кувалдой и сдал в металлолом чугунные котлы, в которых грели воду.
Оценщик, которого привлек предприниматель при покупке, оценил восстановительный ремонт бани в 15 миллионов рублей, треть от этой суммы Киреев уже вложил: сделал в банном отделении евроремонт, приобрел сантехнику и пять электрических котлов Ariston на 150 и 120 литров.
Летом баня работала дважды в неделю, по выходным. Один день — женский, другой — мужской. К зиме Дмитрий хотел переходить на 4-дневный режим работы. Развлечений в Новой Ляле особо нет. Но, главное, даже те новолялинцы, у кого есть своя баня, зимой ее как правило не топят — уходит слишком много дров. А есть категория людей, которые посещают городскую баню, потому что живут в неблагоустроенных домах с холодными туалетами. «Если вы закроетесь, нам негде будет мыться», — говорят они Кирееву.
За шесть часов работы бани, с 14 до 20, успевают помыться примерно 15 человек (чаще 12 мужчин в мужской день и 18 женщин в женский). Проходимость ограничена возможностями электрокотлов. Один человек помылся — нужно время, чтобы нагреть воду для следующего.
— Поэтому я и хотел зимой этот поток развести по дням, — объясняет Дмитрий Киреев, который по пятницам лично ездил из Серова включать электрокотлы к выходным.
Час помывки, по словам владельца бани, стоит 250 рублей. Дешевле брать просто не получается, говорит он. Дети до 10 лет моются бесплатно.
— Но мужички парятся несколько часов. Сауна не прижилась, потому что местные привыкли к веникам. Молодежь меня уже просит сделать один общий день. Говорят: «Мы будем семьями с детьми и компаниями ходить, в купальниках». День семейного отдыха, в пятницу, например. Кабинка большая, 20 квадратных метров. Семья может спокойно целиком помыться.
Однако в предстоящие выходные баня не откроется. Свердловский монополист, Объединенная теплоснабжающая компания (ОТСК, бывшее «Коммунэнерго», принадлежащее структурам Виктора Вексельберга), отказывается подавать тепло в батареи бани. Вместо этого она подала иск к Кирееву в свердловский Арбитражный суд из-за того, что он не соглашается платить за отопление недействующей много лет котельной, которая составляет львиную долю площади объекта. Говорят: «Пока решения суда не будет, тепло не дадим».
— ОТСК считает площадь объекта «по полу». Но на каком основании я должен платить за отопление котельной, которая никогда не отапливалась? Там батарей нет, это холодное помещение, — объясняет Дмитрий Юрьевич. — Потому что они хотят, чтобы я платил им за отопление 70 тысяч рублей. Я плачу 35, а пользуюсь на 20. Я хотел поставить теплосчетчик, но у них то сотрудника нет, то их проект не устраивает. Цепляются к неосновным требованиям.
Дмитрий Киреев называет действия ОТСК выкручиванием рук и злоупотреблением положением монополиста.
— Они думают, что если появился человек, который баню купил, то его надо сразу обложить со всех сторон. Энергетики, тепловики, газовщики — все ставят свои невыполнимые условия. Думают, что я на этом наживаюсь, что ли? Стараются хапнуть, как будто последний день живут. Со всех сторон бегут, натурально. Самыми первыми прибежали мусорщики. Начали выставлять счета за те периоды, когда я даже баню еще не купил. Тоже обратились в суд и его проиграли…
Из семи судебных заседаний в свердловском Арбитражном суде представитель ОТСК присутствовал лишь на одном. На последнее заседание опять не явились и судья был вынужден перенести рассмотрение иска на 15 ноября. Но если отопление в бане не появится, Дмитрий Киреев будет вынужден уже в ближайшие дни начать консервацию помещений.
По его словам, в летние месяцы баня приносила 30 тысяч рублей. Убытки при этом составляли 100 тысяч. Ведь воду приходится нагревать с помощью электричества, топить парилку березовыми дровами. И это не считая зарплат персоналу.
— Вот в такое ярмо я влез. Если честно, мне проще баню закрыть и все, - признается предприниматель. — Я взялся за это, потому что мне просто нравится Новая Ляля, грамотная местная администрация. У них хороший мэр, Сергей Александрович Бондаренко. Они предпринимателям помогают во всем. Но мой вопрос — не в их компетенции.