«Кто-то должен повесить трубку». Эксперты рассказали, как уберечься от телефонных вербовщиков
Федеральная служба безопасности заявила о причастности украинских спецслужб к поджогам ведомственных зданий в России. При поиске исполнителей диверсий и терактов украинские спецслужбы делают ставку на молодежь, пожилых или психически больных, которые не осознают тяжести своих действий, пишет газета «Взгляд».
Вербовщики обещают возврат средств, похищенных в ходе мошенничества, и квалификацию совершенного деяния как преступления небольшой тяжести, все издержки от которого якобы покроет гонорар (как правило, речь идет о 10-20 тысячах рублей), рассказали в ФСБ. После того, как человек совершит требуемое, связь обрывается.
Исполнителей действий, которые позднее квалифицируются как «Теракт» (ст. 205 УК) и «Диверсия» (ст. 281 УК), ищут на сайтах онлайн-казино, сетевых магазинов, в Telegram через предложения о быстром заработке (количество таких объявлений, как отмечают в ФСБ, возросло с началом СВО).
В особой группе риска находятся те, кто ранее уже становился жертвой телефонных мошенников, переводил им деньги. «Как правило, таких граждан отрабатывают по два-три раза», -говорит подполковник запаса МВД Олег Иванников. Также украинские спецслужбы располагают базами с данными россиян, которые состоят на различных профилактических учетах (наркологическом, психоневрологическом).
«Нужно четко понимать одну особенность — разговор с жертвой зачастую начинает рядовой сотрудник кол-центра. Если он почувствовал, что собеседник поддается манипуляции, то в дело вступает профессионал, обладающий навыками внушения. Единственная возможность выйти из-под влияния — прекратить телефонный разговор», — говорит генерал-майор внутренней службы в отставке Владимир Ворожцов.
По его словам, чаще всего человек, который ответил на звонок вербовщика, не может сам прекратить разговор. С тем, что вербовщики обладают даром убеждения и, попав к ним на крючок, сложно повесить трубку, согласен и Олег Иванников. Прервать контакт между вербуемым и вербовщиком, помочь повесить трубку должен кто-то из окружающих, говорит Ворожцов.
Директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин считает, что главное средство противостоять вербовке — не вступать в разговор с позвонившим «представителем правоохранительных органов» или «сотрудником банка». «Если к вам есть вопросы у правоохранительных органов, то они вызовут вас повесткой», — объясняет он.
Большинство вербовщиков можно вычислить по южнорусскому, украинскому говору либо диалекту, не свойственному большинству россиян, указывает Олег Иванников. «Как правило, на заднем фоне слышны посторонние звуки, телефонные звонки, шумы, потому что в кол-центрах работают десятки мошенников», — добавляет он.
По словам экспертов, большинство кол-центров, откуда звонят вербовщики, расположены на территории Украины, а также стран Восточной Европы, но работают в них те же украинские беженцы. «Громадные кол-центры находятся в Днепропетровске, в Харькове и Киеве», — говорит Павел Данилин. По словам Олега Иванникова, за каждого завербованного сотруднику выплачивается крупная премия.