Эксперты НИУ ВШЭ объяснили разницу зарплат в 28% между мужчинами и женщинами в России
Согласно данным Минтруда, разрыв между зарплатами мужчин и женщин в России на сегодняшний день составляет около 28%. Чем обусловлен такой разрыв и есть ли предпосылки для его сокращения, порталу Uralweb рассказала доктор экономических наук, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елена Яковлевна Варшавская.
По словам экономиста, первый фактор разрыва в зарплатах мужчин и женщин — это отраслевая и профессиональная структура занятости.
«Исторически сложилось, что одни сферы занятости рассматриваются как „мужские“ и мужчин в них больше, и — наоборот. Так, в наиболее доходных отраслях традиционно работают мужчины. Это профессии в ТЭК, добывающей промышленности, транспортном секторе. Женщины, по большей части, заняты в сферах образования, здравоохранения, культуры, а там зарплата традиционно ниже», — объясняет Варшавская.
Второй фактор — продолжительность рабочего времени.
«По факту, мужчины работают большее количество часов, чем женщины. Согласно статистике, женщины чаще выбирают неполный рабочий день в качестве рабочего графика, они реже работают сверхурочно — все это формирует более низкую среднемесячная заработную плату», — полагает спикер НИУ ВШЭ.
Третий фактор — образование — единственный, который этот разрыв сокращает, указывает специалист.
«Дело в том, что женщин с высшим образованием в России больше, чем мужчин, а образование специалиста влияет на размер заработка», — говорит Елена Яковлевна.
По оценкам исследователей вышеперечисленные факторы определяют не более 40% разрыва в заработной плате мужчин и женщин. Но как минимум 50-60% разрыва определяют факторы, которые современные экономисты пока не могут точно назвать (они так и называются — «необъясненный остаток»). Среди них, например дискриминация.
Чтобы обеспечить большее равенство в заработной плате, необходимо обеспечить женщине возможности сочетать все ее роли — работника, матери, хозяйки дома, считают ученые.
Согласно статистическим данным, благодаря новым возможностям рынка труда и удаленной работе доля женщин с детьми дошкольниками среди работающих значительно увеличилась. Но, как правило, эти женщины работают неполный рабочий день и имеют более низкий среднемесячный доход.
По мнению экспертов НИУ ВШЭ, в стране нужно развивать систему детских учреждений. По их мнению, это могут быть детские комнаты в учреждениях и на производствах, а также няни.
«Преференции и льготы не помогут решить проблему, а лишь усугубят ее. У нас уже есть пример европейских стран: там вводилось требование для всех публичных компаний, согласно которому в советах директоров минимум 40% должны составлять женщины. Это был целевой показатель, он был установлен к достижению через определенное время.
Положительную динамику удалось подтвердить только в одном моменте: улучшилась посещаемость совета директоров со стороны мужчин. На экономику фирм и на зарплаты мужчин и женщин это не повлияло. Это далеко не единственный пример того, что преференции для женщин на рынке труда очень часто не дают ожидаемых результатов.
Если брать фактор льгот, то он, опять же, может негативно отразиться на занятости женщин и не будет способствовать сокращению разрыва в заработной плате. Наличие льгот, особенно существенных, приводит к тому, что работодатель перестает быть заинтересованным в этом работнике. Когда у работодателя есть выбор — нанять сотрудника со льготами или без них — выбор очевиден", — поясняет Елена Варшавская.
Чтобы в российском обществе выровнялись зарплаты, само общество должно изменить свои взгляды и представления на роль мужчины и женщины в обществе. Отцы до сих пор крайне редко реализуют свое право на отпуск по уходу за ребенком, даже если для семейного бюджета выгоднее, чтобы работала мама.
Вторая общественная установка, которая, по мнению специалистов НИУ ВШЭ, мешает равноправию зарплат — это существование «мужских» и «женских» профессий.
«Согласно данным экспертов, девочки реже выбирают инженерно-технические специальности (специальности STEM — Science, Technology, Engineering and Mathematics), даже имея склонности и интерес к этим профессиям. Сейчас мы видим попытки вузов менять ситуацию, но происходит это достаточно медленно», — говорит Варшавская.