Почему благими намерениями «Пятерочки» выстлана дорога в ад
В последнее время профессия кассира-продавца супермаркета получила некоторый ореол если не мученичества и самоотверженности, то некоторой жертвенности. Большую текучку кадров принято связывать с невысокой зарплатой и кабальными условиями работы (в интернете вал информации, которой делятся работники сетей). А уж какие покупатели в последнее время нервные пошли!
Сочувствием к нелегкой доле сидящих за кассовым аппаратом тружеников проникается каждая добрая душа, уже готовая снизить планку своих ожиданий от сервиса. Кассир не поздоровался? Какая мелочь, нас-то много, а он один, «ему еще целый день работать». Мы принимаем как должное, что купон «скидка на любую колбасу» этого совершенно не гарантирует, а даже наоборот — на кассе выясняется, что именно на ту, что выбрал покупатель, скидки нет.
Маркетологи «Пятерочки» хорошо сделали свою работу — раз мы пришли за обещанной колбасой со скидкой. А то, что одураченный покупатель («там же написано — «кроме товаров, участвующих в других акциях») обратит свой гнев на кассира, «шерифа не волнует». Точность — вежливость королей, а пипл и это схавает. Надо же ему что-то хавать.
Точно так же никто не проинструктировал кассира, что вопрос «Пенсионер?» — это последнее, что хочет услышать пришедшая за продуктами женщина средних лет, прикладывающая усилия и вкладывающая средства в то, чтобы услышать это как можно позже. А ведь с точки зрения маркетологов «Пятерочки» забота о покупателях налицо — вдруг он свое пенсионное забыл показать, а о нем побеспокоились, что опять не так-то?!
А ведь то же самое можно спросить, не провоцируя покупательниц на негативные эмоции. «Есть ли льготы?». И все — покупатель не чувствует себя оскорбленным, кассир выяснил нужную информацию, если уж с него требуют причинять добро пенсионерам.
Со времен СССР сфера советской торговли сделала большой шаг вперед. Но до сих пор нам остается только слушать рассказы живущих за границей друзей и знакомых, рассказывающих о кассирах в супермаркетах Германии, которые не только обязательно поздороваются и попрощаются, но и пожелают доброго вечера и хороших выходных. У нас это называется «заученной» вежливостью европейцев и находится где-то в одном ряду с их же «притворной» улыбкой. Да, у нас другие социальные привычки, мы «искренние» (что бы это ни значило). Но тогда устанавливайте в каждом магазине хотя бы одну кассу самообслуживания — никто не будет требовать доброжелательности от машины.
И, кстати, у вышеприведенной поговорки есть продолжение: «Точность — вежливость королей, но обязанность для их подданных».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции