ЦБ объяснил мягкость спада в экономике взаимным ожиданием продавцов и покупателей
По мнению экономистов Банка России, мягкий спад ВВП в российской экономике объясняется инертностью как потребителей, так и производителей. Компании ожидают подстройки спроса, потребители — коррекции предложения, в том числе ценового, в силу чего растет спрос на депозиты, пишет «Коммерсант».
ЦБ снизил ключевую ставку с 9,5% годовых до 8% - ниже ожидания рынков. Как неявно следует из опубликованного ЦБ «Доклада о денежно-кредитной политике», с помощью этого Банк России пытается избежать «ловушки адаптационного ожидания».
Задача «сигнального снижения» ставки — стимулировать потребителей увеличивать потребление, заодно сделав более комфортным положение производителей.
Банк России объясняет улучшение прогноза по ВВП на 2022 год с его ухудшением на 2023-2024 годы «растянутостью» реакции и покупателей, и поставщиков на внешние шоки. Там пока считают, что к росту экономика РФ перейдет в третьем квартале следующего года, а с инфляционным всплеском, по сути, будет покончено уже в начале 2023-го, хотя к целевой четырехпроцентной инфляции возвращение произойдет на год позже.
В описании текущего момента Банк России делает акцент на том, что шок предложения (на стороне производителей) оказался не таким сильным, как ожидалось ранее: производители становятся более оптимистичными (хотя реальными основаниями для такого оптимизма на деле может быть лишь ослабление конкуренции со стороны уходящих иностранцев).
В свою очередь, потребители, полагают в ЦБ, ожидают от производителей того, чего производители дать им пока не готовы: низких цен на новый ассортимент отечественных товаров, общего снижения цен из-за укрепления рубля. Они уже сформировали запасы первоочередной необходимости и не собираются торопиться с крупным потреблением, а при высоких ставках предпочитают депозиты в банках.
В свою очередь производители уже включили в цены подорожавшую логистику, причин для сильного снижения цен у них мало. Кроме этого (этого нет в отчете ЦБ) они должны осознавать, что конкуренция персонально для их компаний снизилась, а денег у потребителей много.
Обе стороны, таким образом, находятся в ожидании сигналов друг от друга. Сколько может длиться такого рода ожидание, Банк России не прогнозирует, но опасается, что происходящее может вылиться в «ловушку адаптационного ожидания», в которой этот эффект будет усиливаться, и предполагает, что экономика РФ уже входит в эту «ловушку».