Бабий яр. Контекст
В канун 77-летия Великой победы Ельцин Центр устроил показ фильма «Бабий яр. Контекст» украинского кинорежиссера-документалиста Сергея Лозницы, посвященный Холокосту на Украине. Премьера фильма, снятого при поддержке Мемориального центра Холокоста «Бабий яр», состоялась в 2021 году на Каннском кинофестивале. Картина целиком состоит из кадров кинохроники, без всякого закадрового текста автора, и позволяет услышать голоса самих очевидцев и участников — и жертв, и их палачей. Она не дает зрителю готовые ответы на вопросы про Украину нынешнюю, но сильно помогает в их поиске.
Слово «контекст» в названии фильма совсем неслучайно. Почти весь он — это именно атмосфера, на фоне которой происходил расстрел 35 тысяч мирных жителей города Киева еврейской национальности. Контекст — это сдающиеся в плен в самые первые месяцы войны понурые, расхристанные советские солдаты и лощеные, в мундирах «с иглочки» немцы, разбитые разительно превосходящей вражеской артиллерией машины красноармейцев, а вслед за этим — входящие в украинские населенные пункты танки гитлеровцев, которых местные жители радостно встречают букетами цветов.
Конечно, кинохроника — это в первую очередь кино, а уже потом хроника, но букеты, конечно, поражают. А впереди зрителя ждут еще кадры парада лета 1941 года во Львове по случаю вхождения Галиции в состав Польского генерал-губернаторства. Те самые знаменитые кадры, где даже женщины — лубочные, в вышиванках и венках с лентами — несут штандарты со свастикой и собственную вскинутую в нацистском приветствии руку. А также нечто совершенно новое — раздача населению нацистского «мерча» — бумажных портретов Гитлера и ручных флажков со свастикой. Люди буквально давятся за ним в очереди, вырывая друг у друга из рук плакаты с фюрером. Сидя один у другого на плечах, украшают ими стекло трамвая. Все это сильно напоминает если не психоз, то экстаз.
Удивительно при этом, как сильно Киев, в отличие от центральноевропейского Львова, по стилю напоминает Свердловск (и даже Екатеринбург). Та же перспектива улиц, та же сталинская архитектура. Совершенно советский город… Но события, вошедшие в историю под именем Бабий яр, произошли летом 1941 года во вполне советском Киеве. О том, что случилось на окраине украинской столицы не буквально, а глобально, написал Василий Гроссман. Его очерк так и называется — «Украина без евреев».
Ни Гроссман, ни автор напрямую не обвиняет в причастности к истреблению сотен тысяч украинских евреев нацистских пособников. Но из приведенной в фильме газетной выдержки времен немецкой оккупации следует, что население (как сказали бы сегодня — «щирые украинцы») было этому радо. Видно, с каким энтузиазмом поступившие на службу к нацистам, матерясь на чисто русском языке, словно скотину хворостиной лупят по спине тех, с кем еще вчера вряд ли были даже на равных. Мужчины-евреи почему-то голые — или полностью, или ниже пояса.
Наряду с упоминанием роли предателей украинского народа Лозница своим фильмом полностью опровергает миф о немцах, которые якобы сами никаких зверств на территории СССР не учиняли, а действовали руками полицаев. О том, как происходил Холокост, зрители фильма узнают из свидетельских показаний выживших — советского военнопленного и женщины-киевлянки, — а также немца, принимавшего непосредственное участие в расстрелах в Бабьем яре (его в числе еще нескольких германских нацистов после вынесения приговора публично повесят на Калининской площади Киева).
Немцы не только собственноручно вели расстрелы, но и затем спускались в ров, подсвечивая себе фонариками и собственноручно достреливали еще живых. Для выкапывания и сжигания тел из Бабьего яра ими были привлечены советские военнопленные, которых затем также убили. Никто в остальном, европейском «цивилизованном» мире не должен был узнать, чем немцы занимались на Востоке. Но чудесно спасшиеся были и в Бабьем яре.
В материале использованы кадры из фильма Сергея Лозницы «Бабий яр. Контекст»