«Ты мне денег дай и больше ко мне не приставай». Наталья Зубаревич — о реформе помощи малоимущим
Оказание адресной социальной помощи малоимущим в России пробуксовывает по причине того, что государству сложно понять, кто в ней действительно нуждается, но оно уже начинает реформу в этом направлении, сообщила в понедельник в эфире программы «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» социогеограф, профессор МГУ Наталья Зубаревич.
Чтобы более эффективно тратить деньги на поддержку нуждающихся, государство начнет смотреть на реальное финансовое положение граждан. По словам Зубаревич, в стране до сих пор более 300 видов социальной помощи, и люди за ней обращаются.
«Потому что пока народ, кто очень четко знает свои возможности, на все мыслимые и немыслимые пособия, они там по 50 рублей, по 300 — они смешные многие. Все равно подаются. Потому что сдоить хоть что-нибудь с родного государства — это дело чести, доблести и геройства. Это тоже свойство россиян, немалого их числа», — сказала Наталья Зубаревич.
Премьер Михаил Мишустин, по ее словам, «собирается делать социальное казначейство». Реестр малоимущих семей.
«Хорошо если получится, потому что когда у вас 20% в теневке, вы как определите? Потому что люди, которые формально безработные, как они кормятся, откуда? Они правильно определяют. Второй автомобиль. Две дачи, еще что-то или какой там автомобиль дорогой. Все это придется делать», — говорит эксперт.
По ее мнению, это ожидаемо вызовет очень сильное сопротивление значительной части населения.
«Ты мне денег дай и больше ко мне не приставай», — объясняет Зубаревич эту позицию. — Ну, люди не хотят, чтобы государство лезло в их жизни. Они так научены прошлым опытом залезания государства в жизни, что всячески от этого отбрыкиваются. Я их очень хорошо понимаю".
Государству предстоит вернуть доверие людей в этой сфере, как это уже удалось сделать Мишустину в сфере налогов, полагает эксперт.
«В налоговой тоже шли по шагам. И когда налоговая формализовала очень многие вещи, — доверие стало расти. И обратная связь была. А с людьми сложнее. Потому что бизнес — он более рациональный. Поэтому это тяжелый путь, в котором первым должно нарабатывать доверие государство».
Пока эта работа не проведена, помощь выделяется «категориям», прежде всего, семьям с детьми, которые считаются в России самыми «бедными». «И поэтому вот эти первые выплаты были именно на детей… Еще в школу собраться тоже выплаты. Всем детям-школьникам вне зависимости от доходов семей. Что не очень логично», — сказала Зубаревич.