В Гатчине открыли памятник императору Александру III
На открытии памятника императору Александру III президент России высоко оценил работу скульпторов и дал оценку эпохе правления самодержца.
Президент РФ Владимир Путин высоко оценил памятник Александру III в Гатчине и сравнил императора со скалой.
Памятник российскому императору открылся вчера в Гатчине под Санкт-Петербургом. В церемонии открытия принял участие президент России Владимир Путин. Он возложил цветы к подножию монумента и оценил качество работы скульптора одним словом: «Супер!»
Скульптура создана по эскизам Павла Трубецкого конца XIX века и установлена во дворе Арсенального каре Большого Гатчинского дворца. По задумке автора, самодержец сидит на тронном кресле, выступающим из скальной породы. «Человек-скала» — так оценил Путин деяния императора, и добавил, что в истории Александр III остался и по делам своим, и по характеру.
Президент возложил к подножию монумента букет красных роз.
Выступая на церемонии открытия памятника, Путин отметил важность сохранения исторического и духовного наследия России. Он привел в пример эпоху правления Александра III, которая стала образцом естественного и гармоничного сочетания и государственных преобразований и верности национальным традициям.
***
Как создавали памятник Александру III
Бронзовый исполин. Император словно вернулся в Гатчину. 13 лет жизни царской семьи были связаны с этими пейзажами. После смерти царя-освободителя Александра II Александру III настоятельно рекомендовали скрыться в 42 верстах от столицы. Восемь покушений на отца ставили под угрозу жизнь нового императора. В любимых кирзовых сапогах, его собственное изобретение, мундире с орденами. Трон и мантия. И это уже совсем аллегория: не просто накидка, а словно сама Россия и груз ответственности за страну.
Огромная сила вместо светского изящества, взгляд исподлобья — все это есть в статуе. Памятник расположился во внутреннем дворе Арсенального каре Гатчинского дворца. Сюда выходили окна и царских покоев. И это не высокие окна парадных залов в верхнем этаже, а совсем маленькие окошки между этажами.
Антресольный этаж, потолок — два метра. Александр (ростом 193 см) почти цеплял головой своды. Эти помещения были выбраны по одной простой причине: отапливались легче и быстрее. Его рабочий кабинет, сразу три письменных стола. В течение дня на них скапливались документы, и государь не ложился спать, пока не разбирался со всеми. За окнами — пруд, на берегу которого по легенде и прозвучало знаменитое: «Пока русский царь удит рыбу, Европа может и подождать».
«Александр III был первым, который сказал, что Россия — это не только Европа, мы европейская страна, но мы особая цивилизация, мы должны взять самое лучшее из Европы, самое лучшее из Азии, самое лучшее у людей и народов, которые тысячелетиями жили на нашей земле, мы должны найти свой собственный путь», — отметил Владимир Мединский, помощник президента.
Случайный царь, на престол взошел взамен своего почившего старшего брата. Но, не вступивший ни в одну войну, он получил народный титул Царь миротворец. Основатель великого сибирского пути, он двинулся на восток, в длительное путешествие по Азии отправил и сына, цесаревича Николая. В той стороне виделся ему исторический путь России. Памятник государю сегодня торжественно открыт в Гатчине.
«Он любил Россию, жил ею. Современники по-разному относились к нему, к его деятельности. Так было, так будет всегда. Потому что оценить масштабы такой работы в режиме реального времени очень сложно, а подчас невозможно. Но сегодня мы точно можем сказать, что эпоха Александра III дает нам пример естественного и гармоничного сочетания масштабных технологических, промышленных, государственных преобразований и верности национальным традициям и культуре, своим самобытным истокам», — заявил Владимир Путин.
В импрессионистской манере, крупными мазками — так масштаб фигуры действительно виднее. Модель памятника, совсем небольшая, была создана великим скульптором, Паоло Трубецким. Эскиз ждал своего часа в фондах Русского музея, чтобы быть доработанным в XXI веке.
«Мы переосмыслили этот эскиз, то есть я создавал свое произведение, но в тандеме с художником прошлого, Мне казалось, что образ должен быть сложнее. С внутренней мощью, ощущением русской большой государственности», — сказал Владимир Бродарский, скульптор.
А ведь это не первый памятник Александру III. Во дворике Мраморного дворца в Петербурге стоит он, в народе известный как «комод», на комоде — бегемот, на бегемоте — обормот. Автор — тот же Паоло Трубецкой. Его поставили на Знаменской площади Петербурга, ныне — площади Восстания. Новая власть Александра тоже не взлюбила. «Пугалом чугунным» назвал его Демьян Бедный. Памятник то прятали за декорациями, то заключали в клетку, потом царя «низвергли» и отправили во внутренний двор Русского музея, открытого, кстати, Александром III. Годы блокады он пролежал на боку на земле. Чудом сохранился. Двор Мраморного дворца для него — тихая гавань.
К новому памятнику уже сегодня идут люди.
«Для нас очень важно, что на территории Гатчины открыт этот памятник. Мы — достойные потомки, чтобы помнить те деяния, которые совершил Александр III», — отметил Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга.
Гатчину царская семья полюбила всем сердцем, и если в марте 1881-го, когда Александр с Марией Федоровной и детьми приехали во дворец, императрица называла Гатчину «гигантской тюрьмой», то спустя два года, император написал: «Вот опять я в нашей милой Гатчине». Эта фраза теперь высечена на памятной табличке у ног бронзового императора.