Над Екатеринбургом ставят экскремент. Владельцы собак объяснили, почему за ними не убирают
Один из сюжетов в недавней программе Deutsche Welle* (*СМИ-иноагент) о здоровом образе жизни был посвящен проблеме отсутствия канализации в Кении. Не имея туалета, жители трущоб столицы Кении Найроби вынуждены в лучшем случае справлять нужду в специальные пакеты с химикатами, которые раздают волонтеры фонда Pee Poo, а в худшем — забрасывать фекалии на крыши своих хижин либо в воду. В Екатеринбурге вопрос с туалетами стоит не столь остро, тем не менее, газоны и обочины у нас точно так же завалены экскрементами, только собачьими. И решать эту проблему, как выяснил Uralweb, горожанам придется своими силами.
Как известно, большими любителями собак считаются жители Европы, в частности, Чехии, Германии, Великобритании. Но наткнуться там на собачьи испражнения?! Практически исключено. Как рассказала уже знакомая читателям Uralweb по прежним рассказам о быте в Германии екатеринбурженка Юлия, в ФРГ каждый владелец собаки платит ежегодный налог и имеет «собачий» паспорт. Не убирать за собакой немцам позволяется только в лесу (там же можно спускать ее с поводка, но — только если рядом нет людей). В городе они обязаны это делать.
— Около контейнера — пластиковые пакеты двух видов. Большие и маленькие. Одним из них берут, в другой кладут, — говорит Юлия. — Если хозяин не убрал за собакой и кто-то это увидел и зафиксировал, то полагается штраф.
В России с проблемой собачьих экскрементов обычно хорошо справлялся снег, и она «вытаивала» только по весне. Но теперь, когда по всему городу вырастают компактные и высотные ЖК, обочины тротуаров оказываются сплошь усыпаны, а сугробы желтеют.
Как выяснилось в беседе корреспондента Uralweb с владельцами собак, среди собаководов есть те, кто не убирает за своими питомцами по принципиальным соображениям.
— Всех собачников можно поделить на два лагеря: одни экологи, другие эстеты. Экологи — те, кто не убирают и не видят в этом проблемы, так как «всё равно всё это исчезнет». И это правда, — говорит хозяин собаки Сергей. — Их точка зрения такая: «ну, уберу я эти экскременты, а что дальше с ними происходит, когда они попадают на свалку?» И хорошо, если это бумажный пакет, потому что в полиэтиленовом всё это будет лежать годами, не разлагаясь. Поэтому «экологи» чаще всего не убирают. Эстеты — это те, кто убирает, потому что весной, когда всё тает, город выглядит ужасно. Кроме того, когда всё это высыхает и разлагается в пыль, то поднимается в воздух, и мы этим дышим.
Себя Сергей относит к «эстетам». Выгуливать собаку он ходит со специальным контейнером (под пакеты), который крепится к рулетке поводка. Не пользуется им только в «самом дремучем лесу». Но таких, как он, очень мало, признается екатеринбуржец.
По словам Сергея, он выгуливает свою собаку в парке XXII Партсъезда (за Дворцом молодежи), и там, по его словам, проблемы с экскрементами практически нет, поскольку большинство за своими собаками убирают. Но таких «эстетских» мест для выгула собак в городе крайне мало. «Для людей-то парков нет. Все остальное, вообще, по остаточному принципу», — говорит горожанин.
Тем, кто не желает жить среди собачьих какашек, он советует, прежде всего, не молчать, а делать вежливые замечания тем, кто за своей собакой не убирает. Как рассказал Сергей, он знает дом, где один из жильцов, из числа «экологов», держит семь (!) собак. «Весной там такое…».
Екатеринбурженку Наталью, у которой сейчас три собаки, неубранные собачьи экскременты раздражают не меньше.
— Я понимаю, что от них получается 6 куч в день, и если я не уберу, через 5 дней все будет загажено и мы сами же пойдем по своим кучам, — говорит она.
По ее мнению, повсеместная установка урн под собачьи отходы и яркие, обращающие на себя внимание таблички могли бы кардинально улучшить ситуацию. В прошлом у самой Натальи есть позитивный опыт, когда она и еще несколько собачников, живущих в районе улицы Бажова, расчистили пустырь и поставили там все вышеуказанное своими силами.
— Даже те, кто никогда не убирал за собаками, стали это делать. Многие пришли на площадку без этого навыка, но там реально идеальная чистота, потому что просто все привыкли, и это стало нормой, — рассказывает екатеринбурженка. — Потом мы переехали к Метеогорке. Здесь редко кто убирает за собаками. В парке в основном гуляют пожилые люди, им бесполезно говорить. Кстати, дети убирают за собаками чаще, чем люди в возрасте. Я всегда хвалю, если вижу. Новое поколение собачников растет. Моя дочь, например, вообще не понимает, как это — за собакой не убрать. А люди старшего возраста не понимают, как это — убрать, потому что раньше это было не принято. Если глобально рассуждать, городу нужен какой-то орган, который будет заниматься вопросами организации мест выгула животных, урнами, знаками, штрафами, возможно. Нужно постепенно прививать людям эту культуру.
Однако можно с полной уверенностью говорить о том, что заниматься утилизацией еще и этих отходов в Екатеринбурге никто не планирует, и это — официальная информация. В ЕМУП «Спецавтобаза» на запрос Uralweb, не обсуждается ли регоператором эта проблема хотя бы на уровне идей, ответили, что это не их вопрос, и перенаправили в Комитет по благоустройству администрации Екатеринбурга. Где чиновники оказались так же кратки: «Планов по установке контейнеров нет».