В ЕМИИ открывается выставка одного шедевра

10 ноября 2020 года в 18:46

11 ноября в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открывается выставка одного шедевра «Клод Моне „Большая набережная в Гавре“. Из собрания Государственного Эрмитажа».

Клода Моне (1840-1926) можно назвать «эталонным импрессионистом»: работал на пленэре, стремясь не просто зафиксировать вид, но передать его изменчивость, наполнить его воздухом и светом.

Клод Моне был одним из инициаторов проведения самостоятельной выставки группы живописцев, чьи работы не пропускались жюри главной ежегодной художественной выставки — Салона. Она открылась в Париже в 1874 году и вошла в историю как Первая выставка импрессионистов.

Окрестил художников импрессионистами язвительный журналист Луи Леруа, почерпнувший слово из названия полотна Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», где был изображен гаврский порт. По воспоминаниям художника, когда возник вопрос, как обозначить холст в каталоге, он, понимая, что тот «никак не мог сойти за вид Гавра», предложил: поставьте «Впечатление». Впечатление по-французски — impression. Именно тем, что авторы работ — «импрессионисты» — критик иронично объяснял кажущуюся незаконченность выставленных картин, написанных эскизно, ярко, свежо.

Для Клода Моне Гавр был родным городом. Уехав учиться в Париж, он не раз туда возвращался и написал в разное время дюжину пейзажей. Портовый город вообще пользовался популярностью у художников того времени. Однако, как правило, для создания полотен выбиралось место, откуда были видны не только гавань с кораблями, но и здания городских набережных.

Ракурс, избранный Клодом Моне, кажется в этом ряду уникальным. Точка зрения сверху в «Большой набережной в Гавре» позволяет, с одной стороны, показать сумятицу портовой жизни, а с другой — избегнуть необходимости прописывать детали. Впрочем, стоит отметить, что, хотя импрессионисты сделали программной видимую незавершенность своих картин, Моне обозначил данный пейзаж в каталоге выставки как эскиз. Видимо, та степень живописной свободы в исполнении, которая присуща эрмитажному пейзажу, даже им ощущалась как чрезмерная.

Увидеть картину можно будет до 17 января 2021 года в Екатеринбургском Музее Изобразительных Искусств (ул. Воеводина, 5). Цена билета — 250 рублей, цена льготного билета — 100 руб.

Политики конфиденциальности и Условий использования Google