«Людоедский вопрос». Стерилизованным постояльцам Уктусского пансионата дали «Прямой эфир»
Женщины-инвалиды из «Уктусского пансионата», которым, по их словам, десять лет назад в ГКБ №20 проводили принудительную стерилизацию и аборты, приняли участие в ток-шоу Андрея Малахова «Прямой эфир» на телеканале «Россия-1».
В студию пригласили инвалида II группы Людмилу Гусеву — непосредственного автора скандального видеообращения, а также еще целый ряд бывших и нынешних постояльцев пансионата (который авторы программы называли «домом страха»).
В числе приглашенных оказался и инвалид Андрей Богданов — муж женщины по имени Надежда, скончавшейся при не до конца ясных обстоятельствах в той же ГКБ №20. Как выяснилось, в 2008 году ей также провели стерилизацию, и Андрей убежден, что его супруга погибла именно из-за этого. Пара, как выяснилось в передаче, также проживала в пансионате на Уктусе.
Еще одна бывшая жительница Уктусского пансионата Татьяна Волкова рассказала, что в те же годы, что происходила стерилизация, ее заставили написать отказ на собственного ребенка. «Я родила дочку, мне сказали: «Либо ты забираешь ее и идешь на улицу, либо оставляешь и едешь в пансионат», — рассказала Татьяна.
Семейная пара инвалидов Бахтеевых из-за стерилизации также лишилась возможности иметь детей. По словам Владимира Бахтеева, его жену стерилизовали после того, как они уже подали заявление в ЗАГС.
После того, как Людмила Гусева (которой на момент принудительного медицинского вмешательства, по ее словам, был 31 год) сообщила, что не знала, что такое «стерилизация», адвокат Инна Черваченко задалась было вопросом — а действительно ли эта женщина готова была нести ответственность за ребенка? В защиту врачей и сотрудников пансионата выступил и журналист Александр Никонов.
«А вы не думали, что гуманизм есть и на другой стороне? Что если вы кого-то рожаете, выпускаете в свет, то лучше пусть это будет здоровый человек?», — сказал Никонов. На это ему справедливо возразили, что в жизни бывает так, что у родителей-инвалидов рождаются здоровые дети, а у совершенно здоровых родителей — больные. Журналист Александр Яковлев назвал этот вопрос «людоедским» и потребовал от оппонента «заткнуться».
Накал возмущения происходящим в «Уктусском пансионате» в студии был настолько велик, что Никонов предпочел замолчать, чтобы окончательно не прослыть сторонником евгеники (учения о селекции людей, призванной остановить генетическое вырождение нации).
Андрей Малахов всячески делал акцент на ужасной жизни постояльцев стационара, однако с фактами у него явно было туго. В ходе всей передачи обещанного «ужаса» зрителям так и не было предъявлено.
В самом начале программы Андрей Малахов обвинил нового директора Уктусского пансионата в том, что она использует постояльцев как рабочую силу (ранее сама Ирина Верхоланцева сообщила журналистам во время брифинга в Екатеринбурге, что Людмила трудоустроена уборщицей) и якобы имеет шикарный коттедж на имя дочери. Правда, позднее выяснилось, что коттедж принадлежит директору не этого, а другого пансионата, но такие мелочи, похоже, никого не интересовали.
По видеосвязи из Екатеринбурга участвовал начальник департамента Минсоцполитики Свердловской области Илья Илларионов. Он сообщил, что проверка, которую проводят Минздрав, полиция и уполномоченный по правам человека, продолжается. Илларионов пообещал, что будет опрошен каждый из участников драматических событий. Директор пансионата, при котором они происходили, умер.
К концу передачи гости эфира пришли к мнению, что стерилизация — не главное в этой истории. Копать глубже призвал политолог Михаил Синельников-Оришак. Пришедшая в жизнь этих людей с рождения несправедливость продолжает сопровождать их все эти годы.
Вмешательство в личную жизнь — это последствие отсутствия у них своего угла. Квартир часто не получают даже те из инвалидов, кому они положены по закону. Например, детдомовке Людмиле Гусевой, от которой отказались в роддоме. Женщина рассказала, что в настоящее время судится за то, чтобы ей дали положенную квартиру.
Как рассказала свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова, факты стерилизации женщин в Уктусском пансионате фиксировались в период с 2006 по 2016 год, всего было стерилизовано 15 женщин.
«В интернатах нет такого понятия, как „проживание с детьми“. Это не предусмотрено никакими нормативами», — сказала Мерзлякова. По ее словам, у нее есть информация, полученная от других постоялиц пансионата, что женщины подписывали согласие на стерилизацию сознательно, понимая, что не справятся.
Понимание позиции пансионата выразил психолог Виктор Пономаренко. «Я занимался организацией здравоохранения и знаю, как это непросто. Когда тебе категорически запрещено. Когда ты сам находишься под угрозой увольнения, если у тебя кто-то родит», — сказал он.