Юрист рассказала, как в связи с COVID-19 оформить перевод работников на «удаленку»
Жители уральской столицы, как и всей России, в последние дни живут с ощущением невидимой угрозы, растворенной в воздухе. И, хотя невооруженным глазом видно, как уменьшилось количество пассажиров в метро и пешеходов на улицах, по данным рекрутинговых агентств лишь малая часть работодателей Екатеринбурга перевела своих сотрудников на работу из дома. Весьма вероятно, что в ближайшее время им пригодится консультация, как документально оформить перевод работников на «удаленку», от руководителя практики трудового права юридической фирмы INTELLECT Анны УСТЮШЕНКО.
18 марта губернатором Свердловской области издан указ о введении на территории региона режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции. В целях профилактики распространения заболевания многие работодатели принимают меры: переводят работников на дистанционную/надомную работу, вводят ограничения по перемещению, отменяют командировки и другие мероприятия, сопряженные с многочисленными контактами работников с другими людьми.
Если трудовая функция работника позволяет трудиться из дома или другого места, где он будет общаться с минимальным количеством людей, решение о работе вне офиса — одно из самых правильных.
Между тем, вирус вирусом, а работодателю желательно помнить о возможных злоупотреблениях работниками под прикрытием обстоятельств. Приняли решение о работе удаленно — подписывайте с работниками дополнительное соглашение.
Строго юридически работа удаленно не будет являться дистанционной или работой надомника. Желательно не запутать себя и других, квалифицируя таким образом отношения с работником в этот период. В идеале подписывать с работниками дополнительные соглашения к трудовому договору, согласуя временно иной характер работы (по смыслу ст. 57 ТК РФ, труд удаленно — это не изменение места работы, а изменение характера работы).
Важно в соглашениях описать требования к продолжительности работы дома, к отчетности работника в это время, к времени реакции на запросы работодателя, клиентов и т. д. Нелишним будет описать средства связи и обязанность по обеспечению их доступа.
Сейчас неясно, на какое время следует вводить ограничения и менять характер работы. Каждый решает этот вопрос по-своему. При необходимости действие дополнительного соглашения может быть как продлено, так и отменено (путем подписания аналогичного документа).
Если объем работы сотрудника в связи с переводом на «удаленку» существенно не снизился, у работодателя нет повода платить за работу меньше. Если же работы стало больше или ее характер изменился (например, ввиду перевода школьников на «дистант» учителю требуется готовить материалы в электронном виде, загружать в программу, осуществлять проверку и пр.), то вопрос доплаты может быть решен в том же дополнительном соглашении.
Проект дополнительного соглашения:
«1. В целях принятия экстренных мер для предотвращения распространения
коронавируса сторонами согласовано временное изменение характера работы работника:
выполнение трудовой функции на дому (или в иных местах, обеспечивающих
минимизацию контактов работника с людьми).
2 На время действия настоящего соглашения работнику устанавливается
следующий режим работы: продолжительность рабочего дня с 9 до 18 ч., время перерыва
для отдыха и питания работник определяет самостоятельно.
3 В течение установленной продолжительности рабочего времени работник обязан
обеспечить средства оперативной связи (сотовую связь, интернет).
4 ____________ (описываем требования к отчетности работника, к времени
реакции на запросы работодателя, клиентов).
5 Настоящее дополнительное соглашение действует в течение ____ с момента
подписания.
6 Условия трудового договора, не измененные настоящим соглашением,
применяются в редакции трудового договора".
В случае, если принято решение о временной приостановке работы организации, работодателю следует ввести режим простоя, ознакомить с ним всех работников, производить оплату времени простоя в размере 2/3 от оклада.