«Сон разума рождает чудовищ». Сальвадор Дали — в Екатеринбурге
В екатеринбургской галерее «Синара Арт» с 20 марта по 31 мая выставлены работы Сальвадора Дали. Выставка «Сюрреализм — это Я» будет работать до воскресенья включительно, после чего уйдет на карантин. У екатеринбуржцев еще есть целый вечер и два дня, чтобы насладиться уникальной экспозицией, привезенной в Екатеринбург владельцем санкт-петербургской PS Gallery, коллекционером Павлом Башмаковым.
На сегодняшний день Павлом Башмаковым собрана самая большая в России коллекция графики Сальвадора Дали. Все экспонаты — оригиналы. Помимо офортов в Екатеринбург привезли несколько работ из стекла и медных барельефов, подлинных фотографий художника, а также мультимедийный зал. И все это — за входной билет стоимостью 350 рублей.
Одновременно с «Синара Центром» выставка работ Дали, принадлежащих PS Gallery, открылась в Государственном Эрмитаже, рассказал екатеринбургским журналистам Павел Башмаков. Он сообщил, что PS Gallery старается работать с государственными музеями, но «Синару Арт» ставит для себя в этот же ряд. «Они [Эрмитаж] очень хотели часть того, что представлено здесь, в Екатеринбурге. В частности, очень хотели „Казанову“. Но мы сказали, что не можем, ибо уже обещали. Так что не всегда все самое лучшее в столицах», — польстил самолюбию екатеринбуржцев коллекционер.
Что касается экспонатов из стекла, то в Екатеринбург привезли 6 стеклянных предметов из 23, имеющихся в коллекции PS Gallery. Они были созданы Сальвадором Дали в сотрудничестве с французской кристалерией с помощью технологии измельчения стекла разных цветов с последующим его запеканием в форме.
Владелец коллекции лично провел экскурсию по экспозиции для представителей СМИ и рассказал интересные факты о каждой из представленных серий работ великого испанца. Но прежде всего пояснил, что же такое «сюрреализм»* и откуда взялось название выставки*. Он порекомендовал обязательно посетить зал мультимедиа «Живые сны»*, где можно увидеть все представленные в Екатеринбурге серии в анимированном виде. По словам владельца коллекции, перед выставкой в Екатеринбурге виртуальный континент был дополнен по трем сериям — «Треуголка», «Леонардо да Винчи» и «Капричос Гойи». «До этого никто их не видел», — сообщил Павел Башмаков.
Галерея «Синара Арт» (ВИЗ-Бульвар, 15/4) открыта с 11.00 до 21.00
* Сюрреализм — течение в искусстве 20 века, родившееся как способ перенести то, что есть у человека в бессознательном, в поэзию или на холст. Имел социально-политический подтекст.
* В 1929-м году Сальвадор Дали примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном (французский писатель, поэт, считается основоположником сюрреализма). Ревновал к славе Дали и в итоге исключил его из своих рядов. Когда журналисты известили об этом Дали, находившегося в тот момент в США, тот ответил: ««Это невозможно. Сюрреализм — это я».
* Сальвадор Дали черпал свои образы не из разума, а в своем бессознательном, в частности, в своих сновидениях. Для этого художник засыпал с металлическим предметом в руке, например, вилкой, висящей над металлическим же тазом. Вилка падала, Дали просыпался и переносил свой сон в дневник или на полотно.
Корреспондент Uralweb.ru записал пояснения самого Павла Башмакова к некоторым сериям, данные им по ходу осмотра экспозиции. Возможно, его ремарки будут интересны нашим читателям в качестве авторского гида.
Серия «Капричос Гойи» (80 работ)
Серия «Капричос» из 80 работ Франсиско Гойи (1746 — 1828), придворного художника короля Испании, была посвящена язвам тогдашнего испанского общества. В них высмеивается мещанство, инквизиция, король, инфант и прочие явления, выводившие Гойю из себя. Как только «Капричос» (исп. — «фантазии», «причуды») Гойи увидели свет, они были арестованы инквизицией, а самого художника бросили в тюрьму.
Оттуда его вызволил и вызвал к себе Король. «Ты что себе позволяешь?!», — спросил он. На это Гойя ответил, что ему больно за Испанию, и это собирательные образы. После этого Король попросил художника подписать каждую работу: «Чтобы мы понимали, о чем ты хотел сказать». Так у работ появились названия.
Сальвадор Дали взял работы Гойи и дополнил своими образами. При этом у 79 из 80 работ Дали изменил название. И только одну оставил без изменений — «Сон разума рождает чудовищ». Ему нечего было возразить Гойе. Как и он, Дали болел душой за Испанию своего времени.
Серия «Озорные сны Пантагрюэля»
«В 1565 году, после выхода «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле художник Ришар Бретон создал серию своих работ, посвященную новаторскому на тот момент произведению. Он создал серию офортов, главными героями которых стали монстры, чьи образы были навеяны ему прочтением романа, и отображающие кошмары людей и пороки общества. Дали, который очень любил работать с произведениями своих предшественников, был потрясен экспрессией и силой созданных Бретоном образов. Он переработал их, назвав серию работ «Озорные сны Пантагрюэля».
По поводу этих работ Дали говорил, что в них он поместил загадки — образы, которые он уже использовал ранее — и разгадки. Будучи большим мистификатором, художник сам ни разу не раскрыл ответы, а исследователи его творчества, сколько ни бились, так и не смогли. В каждой из работ он изобразил свои любимые фасолины. Не всегда они изображены напрямую. Их нужно поискать.
Серия «Треуголка»
Сальвадор Дали создал костюмы и декорации для одноименного балета, который с успехом шел на главных сценах Гаваны, Мадрида и других городов. Это произведение испанского писателя Педро де Аларкона было одним из любимых произведений художника. Это слепок провинциальной испанской жизни. Сюжет — социально-романтический. Губернатор края осматривая свои владения. Он видит молодую красивую жену мельника и решает ею овладеть. Сажает мельника в темницу, а сам ночью наведывается к его жене. Но получает активный отпор. Она окатывает его из ведра и утром он, опозоренный, предстает в таком виде перед жителями, которые поднимают его на смех. Мельник выходит на волю, все счастливы.
Два часто повторяющихся в этой и не только серии образа — это Осел и бабочки. Осел — это общепризнанный символ Испании. У Дали он часто окружен мухами, у животного торчат мослы. На дворе 1958 год, еще у власти диктатор Франко, и таким способом Дали показывает, что Испания находится в бедственном положении. Второй образ — бабочки. В виде бабочек показаны персонажи, вечерние платья у дам, предметы.
У Дали с детства была фобия насекомых, особенно кузнечиков. Но при всем этом они его и интересовали. Муравьи были для Сальвадора Дали символом Тлена, бабочка же отождествлялась с прорывом человечества в атомной энергии и была насколько красивой, настолько же и опасной.
Серия «Библия»
Большая серия из 105 работ была создана Дали по заказу Ватикана. Святой престол дал художнику полную свободу в творчестве. Первый лист был преподнесен самому Папе. Дали ставил себе цель передать цвет настоящей крови — пурпурный. Древние римляне для окрашивания ткани добывали его из улиток побережья Италии. Дали нашел их и выдел нужный ему секрет особой пурпурной железы.
Серия «Божественная комедия»
Итальянское правительство планировало праздновать 700-летие своего великого сына Данте Алигьери (1265 — 1321). И поручило Сальвадору Дали создать иллюстрации к поэме. Когда итальянская богема узнала об этом, то подняла бурю возмущения. Итальянцы и испанцы недолюбливали друг друга, а сам Дали еще не был культовой фигурой, но его творчество уже вызывало много споров.
Уже приступив к работе, художник был извещен правительством Италии, что те «с огромным сожалением» и понимая весь нонсенс происходящего, вынуждены «под давлением общественности» отозвать свой заказ. На короткое время Дали впал в ступор, так как он уже создал в рамках заказа довольно много образом. По счастью, его друг-издатель выделил ему деньги и пообещал издать работы во Франции. К каждой из 100 глав произведения Данте Дали создал по листу.
Серия «Дон Кихот»
Это же друг-издатель, Жозеф Форе, предложил Дали создать работы, посвященные «Дон Кихоту». На это Сальвадор Дали пообещал создать шедевр, не прикасаясь к нему руками. На берегу Сены он поставил камни для литографии, взял аркебуз (средневековое ружье) и пули, начиненные тушью.
Проплывая на кораблике по Сене, Дали стрелял по камням пулями с краской, чтобы в итоге получились кляксы. Затем художник собрал раковины андалузских улиток, начинил их хлебом и тушью и тоже начал разбивать об эти камни. Так появлялись подтеки. Также Дали взял рога носорогов, также заполненные мякишем с тушью, и разбил о камни. Позднее в получившиеся изображения были вписаны образы. Такой способ нанесения краски вошел в историю графики как один из новаторских способов.
Серия «Воспоминания Казановы»