«Места занимают женщины». ВШЭ проанализировала гендерный состав сферы образования
«У российского образования женское лицо. Это очень серьезная проблема», — считает директор Института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Высшая школа экономики проанализировала гендерный состав российской сферы образования. Доля женщин достигает 82%. Больше всего женщин в начальной и средней школе — почти 89%.
А вот в вузах доля сотрудников-женщин заметно ниже — 57,5%, при этом руководящие посты чаще всего занимают мужчины. Гендерное неравенство в действии, говорит активист профсоюза «Учитель», преподаватель обществознания и истории Илья Будрайтскис.
«У нас в среднем и высшем образовании очень низкие зарплаты, поэтому мужчины меньше идут работать на эти места, поскольку такая занятость не способна обеспечить их семьи. Поэтому места в образовании занимают женщины, которые получают низкую зарплату, совмещают это со своими функциями домохозяек. Факты одновременно свидетельствуют и о гендерном неравноправии, которое в нашем обществе продолжает существовать, и о ситуации с финансированием образовательной сферы. Зарплаты не индексируются по реальному уровню инфляции, поскольку в школах действует дифференцированная новая система оплаты труда. Она способствует, с одной стороны, росту зарплат у меньшинства учителей и стабильному положению или даже снижению у большинства. В школах система оплаты труда позволяет неравномерно распределять зарплату между коллективом, выделяя тех, кто больше приближен к начальству, больше отвечает каким-то особым показателям».
В научной сфере только 39% исследователей — женщины, при этом половина из них работает в области технических наук. В среднем в экономике РФ женщины составляют менее половины работников — чуть больше 48,5%, говорится в исследовании.
Можно сказать, что образование — абсолютно женская сфера, и это проблема, говорит директор Института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина.
«Это у нас очень давняя тенденция — с советских времен очень низкая карьерная динамика, то есть учителем или педагогом высшей школы вы приходите, вы им и остаетесь. Руководящих постов там практически нет, изнутри движения карьерного — тоже. Особенно когда схлопнули квалификационные категории, даже и по квалификационным — ну первая и выше, и все. И в этом смысле ни карьерная динамика, движение в течение жизни, ни уровень заработных плат, конечно, не устраивает. Были в свое время предложения давать освобождение от армии, другие льготы, которые были бы привлекательны для мужчин в сфере образования, но этого не сделано. Конечно, в высшей школе, особенно в среднем профессиональном, больше мужчин, в детских садах вообще мы их сыскать практически не можем, хотя некоторые воспитатели года проявляются мужчины, но у российского образования женское лицо. Это очень серьезная проблема, это очень большой перекос в сфере воспитания детей. Если мы сравниваем с другими странами, особенно с Северной Европой, даже в детских садах там доля работающих мужчин очень высока, в старшей школе тем более, и в Центральной и даже в Южной Европе тем не менее эта профессия считается достаточно престижной с точки зрения занятости, пенсионных, социальных льгот».
При этом в России довольно высокая доля женщин-руководителей — 20%. Но в топ-200 российских компаний женщин-руководителей только 6,5%, пишет «Коммерсантъ». В среднем в мире доля женщин — руководителей компаний равна 4,5%. Среди главных примеров недостаточного гендерного разнообразия — руководство центральных банков мира. Ведущие должности там занимают в основном мужчины.