«До 25 лет я вообще не выходил из дома». Люди на колясках рассказали, каково им ездить
Екатеринбуржец Игорь Беляков — программист-колясочник, в инвалидном кресле он с детства. Несмотря на то, что его плохо слушаются руки и проблемы с речью, у Игоря много знакомых и друзей и в жизни, и в Facebook. По словам Игоря, он очень много ездит. И правда, если следить за его передвижениями по соцсетям, даже у человека без физических ограничений может развиться комплекс неполноценности. Фотоальбомы его путешествий: Казань, Санкт-Петербург, Владивосток, Крым, Новосибирск. «Лечу в Москву!», — пишет Игорь. А вы когда были в Москве последний раз? Мы решили спросить у Игоря, легко ли ему передвигаться по стране и нашему городу, сидя в инвалидной коляске.
— Мне не всегда нужны помощники в поездках по стране. Я часто летаю в Москву. Аэропорт приспособлен для этого, — говорит Игорь Беляков. — Сотрудники специальной службы Кольцово меня доставляют в самолет, а в Москве встречают друзья, к которым я еду. Проблем и оснований для беспокойства нет. Но так можно сказать только о самолете. Инфраструктура РЖД не приспособлена для колясочников в такой мере, как аэропорты. Ни на вокзале, ни в поезде не обойтись без помощника, хотя купе для инвалидов очень удобные и комфортные, но есть множество бытовых мелочей, где мне одному не справиться, да и веселее вместе ехать.
До 25 лет я вообще не выходил из дома, а четыре года назад первый раз полетел один на самолете в Крым. Для меня это была премьера и у меня получилось. Когда я прилетел туда, меня никто не встретил. Я был, вообще, один, практически беспомощный. Даже если бы я знал куда ехать, я не смог бы объяснить, вызвать такси, перевезти багаж… Но у меня есть друзья. Я позвонил в Екатеринбург и мне по телефону помогли разрулить эту ситуацию.
— А по городу вы свободно передвигаетесь?
— Да, я знаю и люблю наш город, легко передвигаюсь. Я живу на первом этаже, у меня есть пандус из подъезда. Подняться в транспорт мне помогают люди. Обычно никто не отказывает. Трудность состоит в том, что я плохо говорю и не всегда меня понимают. Но я стараюсь.
Мне трудно пользоваться низкопольным автобусом. Потому что до автобусной остановки намного дальше добираться и очень трудно, особенно зимой, много где не убирают снег.
— А в магазин, аптеку вы можете один заехать?
— Я туда особо не хожу, но когда требуется, выбираю те, где самый удобный заезд.
— В кафе бываете?
— Да, я люблю и кафе, и кинотеатры. Вот сегодня я ездил на премьеру нового фильма в «Радугу Парк». Это мой любимый торгово-развлекательный центр, несмотря на то что мне до него добираться далеко. Там удобно, в отличие от «Гринвича», где можно заблудиться и очень мало лифтов. Там, вообще, плохо приспособлено. В «Радуге» — другое дело, удобно и для инвалидов билеты по доступной цене на любой сеанс, а это экономия большая и тоже настроение поднимает.
О том, как оценивает доступность повседневной городской среды она, мы также спросили руководителя общественного движения инвалидов «Доступная среда всем», эксперта по организации доступности и коммуникаций для маломобильных гостей в сфере гостеприимства Ольгу Небесную.
— Город стал очень доступен, особенно центр. Раньше я не могла никуда выехать без социального такси, которое нужно было заказывать за 5 дней. И есть лимит — 30 поездок в год, только в социально-значимые учреждения, — рассказывает Ольга Васильевна. — Сейчас для меня главное суметь выйти из дома. Активно пользуюсь низкопольными автобусами, мэр Александр Высокинский обещал пустить летом низкопольные трамваи. Я живу на Юго-Западе. В моем районе уже практически все магазины доступны. В торговых центрах, можно сказать, идеальная «проходимость» для коляски. На улице практически везде уже заниженные бортовые камни (другой вопрос, правильно занижены или нет).
— А по сравнению с Европой мы как?
— Идеальной доступности нет нигде. Я за последние два года была в Стокгольме и Берлине. Берлин меня разочаровал недостаточной высотой бордюрных занижений на перекрёстках. Та же проблема с мелкой плиткой. Может, у них коляски помягче, подороже, не так тряска ощущается? У нас в центре бортовой камень занижают «под ноль». Комитет благоустройства города в этом плане, в годы перед ЧМ-2018, работал очень профессионально. Например, работу у подрядчиков на участке Свердлова-Шевченко приняли только после апробации занижений нами. После того, как эти работы отдали районам, качество занижения бортового камня во многих местах не просто пострадало, оно стало непроходимым и травмоопасным для нас.
Но в целом в последние годы ситуация поменялась к лучшему. Могу одна на низкопольном автобусе приехать в центр и знаю (пока, к сожалению, лишь несколько мест) где перекусить, где зайти в туалет (слава ТЦ!). По работе, по делам всегда езжу в одиночку, без сопровождающих. На отдыхе, в выходные — с друзьями или родными. Не потому, что мне нужно сопровождение, а потому что нужна компания — как большинству людей.
— Почему мы по-прежнему видим в общественном транспорте не так много людей-колясочников?
— Потому что остаётся основная проблема выхода из подъездов наших многоквартирных домов. Лифты, подъезды, лестничные пролёты невозможно преодолеть самостоятельно. И всё-таки в летние периоды на улицах нашего города, в парках, скверах, автобусах встретить человека на инвалидной коляске уже не в диковинку.