С ярмарки тщеславия. Как сегодня работает продажа красивых госномеров
Управление собственной безопасности свердловского ГУ МВД вскрыло схему продажи «красивых номеров» лицами из числа сотрудников межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела регионального УГИБДД на Чкалова, 1. Операция, проводимая УСБ, называлась «Рулетка» — так же, как водители называют систему случайной выдачи госномера из имеющихся, введенную несколько лет назад для борьбы с коррупционной схемой.
Порталу Uralweb.ru удалось поговорить с водителем Дмитрием, который в своей жизни приобрел уже более 10 «красивых» номеров. Мы попросили его рассказать о том, как эти номера покупаются и продаются.
По словам Дмитрия, красивые номера сегодня меняют хозяев вместе с транспортным средством. Все свои номера он приобретал через соцсети и мессенджеры у некоего Альберта (имя изменено), который, эксплуатируя чужую тягу к «понтам», уже заработал на квартиру.
Альберт публикует фотографии машин с госномером и номера отдельно. Цену сообщает в директ (личку). К примеру, госномер «*002 НВ 96» стоит 65 тысяч рублей, «*А 0006 66» на прицеп — 120 тысяч, «* 222 АУ 96» — 70 тысяч, «* 300 НК 96» — 33 тысячи, «* 001 АТ 66» — 180 тысяч, «* 001 УУ 196» — 240 тысяч.
Судя по тому, что именно страничка Альберта в Instagram оказалась заблокирована, Альберт связан с фигурантами «Рулетки». Но конкретно в его действиях никакого криминала не содержится, поэтому он тут же создал «зеркало». Номеров у него сотни. Есть подозрение, что все они не могут принадлежать одному человеку. Более вероятно, что в действительности аккаунт принадлежит целой группе перекупщиков.
ГИБДД тут, скорее, «едет с ярмарки, а не на ярмарку». Компьютеризированная система «рулетки» нанесла ощутимый удар по «бизнесу».
«Но, по всей видимости, сотрудники РЭО как-то научились обходить и этот барьер. Видимо, новый способ оказался слишком грубым, что привело их к провалу. А перекупщики как работали, так и работают», — говорит Дмитрий.
Как объясняет Дмитрий, красивый номер и престижный («блатной») — не совсем одно и то же. Скорее, престижной считается серия, когда все три буквы в номере — «А». По его словам, у машины с таким номером наибольший шанс, что ее не будут тормозить ГИБДД.
Серию «А 196», около тысячи номеров, «выбросили» в общее пользование еще в бытность главой УГИБДД Демина. Номера быстро закончилась, вспоминает наш собеседник. «Перекупщики ехали и свои машины перерегистрировали. Заявляли на утерю номеров и на законных основаниях получали А-серию, а потом продавали».
«Красивыми» считаются сочетания 777, 333, 555. Но, к примеру, номер 373 серии «А» тоже считается престижным. Самые дорогие — семерки, так называемые «топоры», они считаются знаком Бога, затем идут девятки («крючки»). Шестерки — знак Зверя. Мне вот такой даром не надо. Но у нас есть любители, прямо гоняются за этими шестерками, особенно где 66 регион. 222 — это «лебеди», номер не очень блатной, в отличие от 001, 007, 009. Знаю, что врачи любят иметь на своей машине номер с 003 — среди медиков он блатным считается", — поясняет Дмитрий.
По словам Дмитрия, сочетания 222 любят вешать на свадебные лимузины и… катафалки. У всех есть свои, мало объяснимые для посторонних предпочтения. Говорят, даже у гомосексуалов есть свое любимое «красивое» сочетание цифр в номере авто.
Первым «красивым номером», который приобрел сам Дмитрий в 2010 году, были «три девятки», который он купил на Березовском авторынке вместе с машиной «Волга» за 65 тысяч рублей. Данный автопривоз — средоточие отъездивших свое машин с красивыми номерами. Сама машина стоила 15 тысяч, а номер — 50 тысяч. «Волгу» Дмитрий потом подарил подчиненному, а красивый номер отдал в ГИБДД на ответственное хранение и позже повесил уже на свой автомобиль.
«Если я хочу продать машину, но при этом сохранить свои номера, я сдаю их в ГИБДД на ответхранение сроком до полугода. Взамен мне дают другой, простой номер, и уже с ним я эту машину продаю, — объясняет Дмитрий. — И, к примеру, я свой „красивый номер“ на ответхранение сдал, а в срок забрать не успел. В этом случае ГИБДД на законных основаниях может пустить его в оборот».
Другой «красивый номер» — 777 МУР — достался Дмитрию за 250 тысяч рублей. По его информации, на него претендовали сами полицейские, но номер в итоге ушел через все того же перекупщика Альберта. Дмитрий приобрел у него номер 777 МУР вместе с зеленой «Окой». Кстати, Альберт потом просил его продать ему номер обратно, уже за 500 тысяч.
Помимо номеров 777 и 999, на других машинах у предпринимателя стоят номера 333 и 444 («открывашки»). «У меня много машин», — поясняет владелец. Номер «А 460 АА 66» Дмитрий приобрел ради серии, тоже за 250 тысяч рублей.
«У Альберта он висел на „Фольксваген Гольф“ жены. Ее машину по договору „купли — продажи“ на меня переписали. Я номер сдал на ответхранение, потом машину свою пригнал и на нее повесил. „Фольксваген“ я в тот же день Альберту все по тому же договору „купли — продажи“ отдал, причем тоже с „блатным номером“ А 062 АА — повезло, тогда как раз эту серию в оборот „выкинули“. Она (машина „Фольксваген Гольф“ — прим. Uralweb.ru) у меня во владении часа 4 всего побыла», — рассказывает он.
Условный Альберт — не единственный, кто помогает страждущим выделиться в потоке. По словам Дмитрия, содействие в получении «красивых номеров» оказывают предприниматели, торгующие страховками и помогающие в заполнении документов, в частности, на Птичьем рынке, что рядом с РЭО ГИБДД Верх-Исетского района.
«Там же люди не просто так сидят. Помогут сделать номера какие хочешь. Я и таким образом делал. В любом крупном городе, где большие подразделения ГИБДД, все это есть. До маленьких городов уже ничего не доходит. Приходят пачки номеров уже все перетрясенные — без нулей, девяток, семерок. Оседают в вышестоящих подразделениях. Это как Попандопуло (персонаж фильма „Свадьба в Малиновке“ — прим. Uralweb.ru) делил сундук с награбленным: „Это мне, это снова мне, это опять мне“», — улыбается Дмитрий.
«Я, честно скажу, могу себе позволить [купить «красивые номера"]. Но ведь многие люди покупают машины в кредит и потом наизнанку выворачиваются, чтобы хоть какой-то номерешко, хоть «три четверки», но себе подкупить. Люди живут впроголодь — металлолом сдают, таксуют, укроп продают — и начинают понты лимонить. Мне смешно», — откровенно заявил наш собеседник.