«Мужу хотелось змею и я ему подарила». История удава, живущего в семье екатеринбуржцев
Перед каждым Новым годом набирают популярность, и в Интернете в том числе, животные, чей год будет следующим по китайскому календарю. Наступающий 2020 год — Год крысы. Имиджу крыс в животном мире в целом не позавидуешь (впрочем, как и имиджу свиньи). А в нашем рассказе у крыс и вовсе трагическая судьба.
Императорский удав, 13-летний Ричи, с рождения проживает в семье екатеринбуржцев Натальи и Ильи Рожновых. В Екатеринбург он приехал поездом (вместе с проводниками) от заводчика из Москвы в маленьком мешочке, в котором обычно продают, например, ожерелья и прочие украшения. Покупка обошлась в сумму около 6000 рублей. «Он был маленький, как ужик, на ладони умещался», — вспоминает Наталья. Сейчас Ричи уже взрослый. По словам хозяйки, срок их жизни — 21-25 лет, а в неволе еще меньше — 15-20 лет.
Рожновы на 3/4 — «змеиная» семья. Все кроме младшего ребенка родились в год Змеи.
«Мужу хотелось змею и я ему подарила, — объясняет Наталья. — Он давно изучал этот вопрос, смотрел, кого ему хотелось бы завести. Смотрел разные варианта — и тигрового питона, и лимонного (молодой зеленый питон имеет ярко-желтый окрас — прим. Uralweb). Но выбрал этого. Он не ядовитый, лояльный к людям — не кидается, не кусается. В общем, безопасный. Плюс размер: больше трех метров в длину они обычно не вырастают. У нас Ричи — трехметровый, толщиной сантиметров десять в диаметре».
От питонов удавы отличаются, главным образом, яйцеживорождением. Так называется способ воспроизводства потомства у животных, при котором самка не откладывает яйца или икру, а вынашивает их внутри себя. Детёныши покидают яйцевую оболочку ещё в теле матери и после этого рождаются.
Ричи живет в террариуме, который стоит в коридоре. Необходимую температуру в террариуме обеспечивает термошнур. Влажность поддерживается опрыскиванием («Любит воду»). Пьет Ричи из миски. Дополнительного освещения в террариуме нет. Наполнитель ему меняют раз в полгода, если не реже. В туалет он ходит только после того, как поест.
Даже когда он был больше похож на червяка, нежели на удава, Ричи уже питался маленькими мышками. Сейчас питается большими крысами. Корм для него Рожновы приобретают в зоомагазине. «Это обычные декоративные крысы, которые признаются неликвидом. Домой их уже никто не купит», — объясняет Наталья.
Крыс удаву скармливают живьем. Занимается этим муж Илья самостоятельно. У удава есть зубы, и довольно много, но животное змея заглатывает целиком, говорит Наталья. «Сколько крыс надо на день?! — Удивилась она вопросу. — Да он кушает раз в два-три месяца. Так же и в туалет ходит. Это, наверное, самое неприхотливое домашнее животное. Мы часто уезжаем, и ни о каких кошечках-собачках даже речи быть не может».
Обычно Ричи спит, свернувшись в клубок. Еще он любит купаться в корытце или в общей ванне. По квартире он не ползает. Из террариума семья Ричи достает, чтобы пригреть на груди, погладить. «Дети его не боятся. Играют с ним. Эта порода не агрессивная, почему мы его и выбрали» (анаконды тоже являются видом удава — прим. Uralweb).
«А когда вы его гладите, какие ощущения? На что его кожа похожа?». «На кожу», — смеется Наталья. Если посмотреть ближе, все тело змеи покрыто чешуйками. Только они не оттопыриваются, как у рыб, а плотно прилегают.
Несколько раз в год (обычно после еды и последующего похода в туалет) удав линяет — сбрасывает кожу. По словам Натальи, сброшенная шкура напоминает тонкий полиэтиленовый пакет, на котором слегка просматривается змеиный рисунок. Это самый верхний слой, как человеческий эпидермис. Поначалу Рожновы дарили шкурки друзьям и знакомым — на счастье. Осчастливив весь свой ближний круг, стали выбрасывать. «Куда ее девать, если он каждые два месяца сбрасывает три метра шкуры? Это не шкура крокодила», — смеется Наталья.